Плейбек-театр: вернуть зрителю его историю
В этом театре каждый спектакль рождается на наших глазах и больше не повторяется. Любой из сидящих в зале может рассказать вслух о каком-то событии, и оно тут же оживет на сцене. Это может быть мимолетное впечатление или то, что врезалось в память и давно не дает покоя. Ведущий расспросит говорящего, чтобы прояснить суть. А актеры – обычно их четверо – не повторят сюжет буквально, а сыграют то, что они в нем услышали.
Рассказчик, который видит на сцене свою жизнь, чувствует, что другие люди реагируют на его историю
Каждая постановка пробуждает сильные эмоции у актеров и зрителей. «Рассказчик, который видит на сцене свою жизнь, чувствует, что он присутствует в мире и что другие люди реагируют на его историю – показывают на сцене, сопереживают в зале», – объясняет психолог Жанна Сергеева. Тот, кто рассказывает о себе, готов открыться незнакомым людям, потому что ощущает себя в безопасности – это базовый принцип плейбека. Но почему это зрелище увлекает зрителей?
«Наблюдая, как чужая история с помощью актеров раскрывается, подобно цветку, наполняется дополнительными смыслами, обретает глубину, зритель невольно думает о событиях своей жизни, о собственных чувствах, – продолжает Жанна Сергеева. – И рассказчик, и зрители видят: то, что кажется незначительным, на самом деле заслуживает внимания, каждый момент жизни можно глубоко прочувствовать».
Интерактивный театр придумал около 40 лет назад американец Джонатан Фокс (Jonathan Fox), соединив театр импровизации и психодраму. Плейбек сразу же стал популярен во всем мире; в России его расцвет начался в нулевые, и с тех пор интерес только растет. Почему? Что дает плейбек-театр? Этот вопрос мы адресовали актерам, нарочно не уточняя, дает – кому? И получили три разных ответа: про себя, про зрителя и про рассказчика.
«На сцене я в безопасности и могу быть настоящей»
Наталья Павлюкова, 35 лет, бизнес-тренер, актриса плейбек-театра «Соль»
Для меня в плейбеке особенно ценны командное взаимодействие и абсолютное доверие друг к другу