Ученые утверждают, что судебно-медицинская экспертиза, на которую так любят опираться карающие органы, не должна являться главным фактором при вынесении приговора. И приводят весомые доказательства

Playboy18+

Кислота спасет мир

Текст Chris Berdik
Иллюстрация Татьяна Плахова
Перевод Анастасия Конева

26 февраля 2002 года Анита Фрезиер торопливо взбежала по мраморным ступеням старинного здания суда города Молтри, штат Джорджия. Она провела в суде и вчерашний, и позавчерашний день: ее возлюбленного и отца ее дочери судили по обвинению в групповом изнасиловании.

Обвиняемый, 26-летний Керри Робинсон, поклялся Аните, что невиновен. Она поверила любимому, но сейчас его судьба была в руках присяжных. Фрезиер вбежала в зал суда в тот момент, когда судья спросил председателя присяжных: «Готовы ли вы зачитать вердикт?»

«Буду рад, Ваша честь, – ответил председатель. – Мы нашли обвиняемого виновным».

«Я чуть не потеряла сознание, – вспоминает Анита. – Не знаю, удалось ли мне сдержать крик».

Робинсона связывали с преступлением всего два факта. Первый – показания его старого знакомого Тайрона Уайта, проходящего по тому же делу. Уайт признал свою вину и заключил сделку со следствием, согласившись дать показания в обмен на смягчение своего приговора.

Другим же свидетельством против Робинсона стало частичное совпадение его ДНК с ДНК спермы, обнаруженной на жертве изнасилования. Генетическая экспертиза стала главным козырем обвинения. Без нее показания Уайта ничего не стоили; с ней присяжные без особых колебаний признали вину Робинсона.

Большинство людей, насмотревшихся сериала «Место преступления», считают генетическую экспертизу объективным доказательством вины или невиновности: ведь ДНК либо совпадает, либо нет, третьего не дано. На самом деле интерпретация ДНК-улик часто оказывается крайне туманным делом, приводящим к субъективным выводам – и эти выводы бывают неверны.

Главная проблема в том, что генетический материал, собранный на месте преступления, чаще всего принадлежит не одному человеку, а многим. Представьте, что на вечеринке вы передали другу бутылку пива, а ночью какой-то алкаш разбил эту бутылку и зарезал прохожего «розочкой». Когда оперативники изымут орудие убийства, они найдут на нем частицы вашей кожи, слюну вашего друга, частицы кожи убийцы и кровь жертвы. Все эти клетки содержат ДНК, и никакие анализы не способны определить, какие молекулы происходят из крови, какие из слюны или из кожи, и уж тем более из чьей. Разгадать эту головоломку – задача аналитиков-криминалистов.

Подобные улики называют «смесью ДНК» – это мешанина генетических кодов нескольких людей. Большинство ДНК-вещдоков именно такие, и их удручающе часто интерпретируют ошибочно. Как минимум два человека сели в тюрьму по обвинению, основанному на неверно интерпретированной смеси ДНК. Из-за высокого процента подобных ошибок недавно со скандалом закрыли криминалистическую лабораторию в одном из городов США; другие лаборатории тут же бросились вытаскивать из архива старые дела и перепроверять анализы.

Большинство ДНК-вещдоков удручающе часто интерпретируют с ошибками

Вполне возможно, что Робинсона несправедливо осудили именно из-за такой ошибки. Не менее 12 независимых криминальных аналитиков пришли к заключению, что его ДНК на самом деле не совпадает с найденной на месте преступления. «Мне потребовалось пять минут, чтобы просмотреть данные и сказать: «Да тут даже близко нет совпадения! – говорит Эрик Карита, независимый эксперт. – На всякий случай я показал анализ коллегам, и все они посмотрели на меня как на безумца: «В чем тут вообще сомневаться? Элементарный казус».

Робинсон очень надеется, что Верховный суд штата Джорджия, куда он подал апелляцию, согласится с ними.

***

Молтри – захудалый городок на юго-западе Джорджии. Около 40% его обитателей живут за чертой бедности. В одном из преимущественно черных кварталов стоит полуразрушенный коричневый деревенский дом, покрытый одеялом сухих сосновых иголок. 15 февраля 1993 года в этом доме 42-летняя Шерри Линси готовила себе ужин. К восьми вечера похолодало до +10 градусов, и Линси накинула на ночную рубашку розовый халат. Тут в дверь постучали.

На крыльце стояли трое молодых чернокожих парней – двое одеты в серые худи, третий в коричневой куртке. Один из парней сказал, что они ищут дом Эммы Харрис. Линси ответила, что не знает такую, закрыла дверь и заметила, что троица на минуту задержалась на крыльце, прежде чем отчалить. Она поужинала перед телевизором, потом незаметно уснула. А полчаса спустя проснулась от треска древесины.

Человек прорубил дыру во входной двери, открыл замок и пинком открыл дверь. С капюшоном, закрывающим лицо, он вбежал в комнату, держа в руках полуавтоматический пистолет Люгера. Линси бросилась к задней двери, но человек наставил на нее дуло. За ним встали двое других, – на одном был так же натянут капюшон, другой надел лыжную маску. «Деньги есть?» – потребовал один. Линси провела их в спальню и протянула 180 долларов, отложенные за квартиру: «Забирайте и уходите, пожалуйста». Парень с пистолетом велел ей раздеться и лечь. Он изнасиловал Линси, пока двое других обыскивали дом. На секунду капюшон съехал его с лица, и Линси успела его увидеть.

Ее изнасиловали все трое и как минимум один заставил заниматься оральным сексом. Перед тем, как уйти через заднюю дверь, парень с пистолетом сказал: «Мы знаем, кто ты, и знаем, где ты живешь. Если кому-то скажешь, мы вернемся и тебя прикончим». Дрожащая Линси оделась и достала из-под матраса пистолет, который держала там на всякий случай. Она навела его на заднюю дверь и взяла телефон. Она стояла с пистолетом в одной руке и трубкой в другой, от ужаса не понимая, что делать. В конце концов в голове всплыл номер родителей. Только когда вошли полицейские, Шерри смогла выпустить пистолет из рук.

Анализ показал, что ДНК Керри Робинсона (справа) совпадает с ДНК на месте преступления в двух из 13 участках ДНК. Это и предопределило решение суда – Робинсон осужден на 20 лет. Несмотря на то, что эксперты уверяют, что такое же совпадение имеет одна из пяти случайно выбранных пар посторонних людей

***

ДНК делает нас теми, кто мы есть. Эта молекула в форме двойной спирали хранит генетический код всего, от цвета волос до роста. Практически каждая клетка нашего тела, будь то кости, кожа, кровь или ткань органов, содержит полный комплект ДНК.

99,9% ДНК всех людей идентичны. Та маленькая доля, что различается, и делает нас уникальными. Именно на ней сосредоточено внимание криминальных генетиков.

Большинство криминалистических тестов оценивают 13 хорошо изученных участков цепочки ДНК, на которых вариации генов максимальны. Каждый из этих 13 участков содержит две-три дюжины возможных генетических вариаций (их называют аллели). У каждого человека по две аллели каждого гена – по одной от каждого родителя. Криминалисты идентифицируют аллели, или генные маркеры, на 13 участках, кодируют результаты номерами и собирают информацию воедино, чтобы создать так называемый ДНК-отпечаток подозреваемого.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Равнение на Одиссея Равнение на Одиссея

Приглашенный редактор Cергей Шнуров

Playboy, январь'19
Япония: Свет бездны Япония: Свет бездны

Звезды в районе японского залива Тояма можно наблюдать не только на небе

Вокруг света, март'19
Кругосветка «Мумий Тролля» Кругосветка «Мумий Тролля»

Добровольно расстаться на долгие месяцы с близкими, отказаться от комфорта… Ради чего они пошли на это?

Лиза, август'16
Следом придут другие Следом придут другие

В октябре 2014‑го GQ сидел за рулем Hyundai Genesis, потом два года наблюдал за развитием марки. Вывод: японский люкс, бей тревогу.

Ледовый дворец Ледовый дворец

Новый бутик Dior в лондонском Мэйфэйре — сочетание холодных оттенков, отсылок к Версальскому дворцу и арт-объектов, которыми могла бы гордиться серьезная галерея

AD, сентябрь'16
Игра в шарики Игра в шарики

Эти тефтели во всем мире называют итальянскими. хотя я никогда не пробовала таких ни в одном итальянском регионе

Огонёк, август'16
Робот вместо человека Робот вместо человека

Компьютеры крадут у нас работу. Но это не повод воспринимать рынок труда будущего в мрачных тонах — он просто станет другим. Благодаря некоторым факторам для людей найдется работа и через 20 лет.

CHIP, сентябрь'16
Расписалась Расписалась

Французская художница Клер Баслер поселилась в старинном замке и методично украшает его стены растительными росписями.

AD, сентябрь'16
Выживший с дядей Томом Выживший с дядей Томом

8 сентября в прокат выходит «Чудо на Гудзоне», в котором Том Хэнкс сажает самолет на воду и спасает всех своих пассажиров.

GQ, сентябрь'16
Леди и бандит Леди и бандит

Мэтр Лео­нид Яр­моль­ник и де­бю­тант­ка Ана­ста­сия Коб­зон го­ня­ют­ся за вур­да­ла­ка­ми и упы­ря­ми в филь­ме «Ноч­ные стра­жи». Та­ран­ти­но отдыхает!

Колесо обозрения Колесо обозрения

Без угрызений совести по винно-гастрономическому Провансу катаются только на велосипеде.

Рыцарь плаща Рыцарь плаща

У фло­рен­тий­ской мар­ки Bottega Veneta — двой­ной юби­лей: пол­ве­ка на рын­ке и пят­на­дцать лет, как ею ру­ко­во­дит немно­го­слов­ный пер­фек­ци­о­нист Томас Майер. С ним встре­ти­лась Ольга Михайловская.

Mercedes-Benz E-Сlass Mercedes-Benz E-Сlass

Большой седан из Германии обновился на все 100%. Внешность – современная и динамичная. А за ней – новый двухлитровый турбодизель и ворох продвинутой электроники.

Chevrolet Niva Chevrolet Niva

Отчасти очеловеченная версия тольяттинской «Нивы» с момента начала производства в 2002 году не теряет популярности. Попробуем разобраться, почему

АвтоМир, август'16
Метро «Университет» Метро «Университет»

Восемь мест академической силы на карте Великобритании.

Наш человек Наш человек

Гид по привычкам, заморочкам и богатой духовной жизни Мэтта Деймона, главного симпатяги Голливуда, в рассказах Джорджа Клуни, Мартина Скорсезе, Бена Аффлека и прочих титанов, знающих его как облупленного.

GQ, сентябрь'16
Близкие контакты третьей степени Близкие контакты третьей степени

Когда человечество приступит к колонизации других миров, перед нами встанет вопрос, которого исследователи космоса постоянно избегают. А как там, наверху, с сексом? Получится ли в невесомости или на других планетах зачать, выносить и родить здорового ребёнка? Смогут ли люди не только жить, но и размножаться за пределами родной Земли?

Мир Фантастики, август'16
Автополигон Автополигон

Каждый месяц специалисты расположенного в Италии испытательного центра журнала Quattroruote дотошно тестируют все автомобили, дебютировавшие на рынке. В этот раз испытания прошли...

Он вернулся 25 лет назад Он вернулся 25 лет назад

Тем, чьё детство пришлось на 1990-е, сложно поверить, что «Терминатору 2: Судный день» исполнилось четверть века. Кажется, ещё недавно школьные тетрадки пестрели наклейками с кадрами из фильма, а в киосках продавались пластмассовые фигурки, которые называли терминаторами, хотя они были не очень-то похожи на Арнольда. А во время жарких обсуждений видеокассетных новинок кто-то хотя бы раз мечтательно произносил: «Ах, вот бы сняли «Терминатора 3»!»

Мир Фантастики, август'16
Ко­вар­ство и любовь Ко­вар­ство и любовь

Про­сла­вив­шись ро­ля­ми по­роч­ных и опас­ных кра­со­ток в се­ри­а­лах, ан­гли­чан­ка На­та­ли Дор­мер вы­хо­дит на про­стор боль­шо­го экрана.

Сергей Белоусов Сергей Белоусов

CEO и основатель компании Acronis (разработки в области программного обеспечения) — о том, как полезно быть жадным и отвечать по ночам на письма.

Природные антибиотики Природные антибиотики

Золотой век антибиотиков подходит к концу. Ученые ищут новые лекарства, но советуют не забывать о старых...

Лиза, август'16
Трудности перевода Трудности перевода

Человек мира Соня Тарханова сравнивает школы в Москве, Париже и графстве Кент.

Aston Martin DB11 Aston Martin DB11

Спросите первого встречного, слышал ли он о крикете. Такая странная английская игра – будет ответ. А сможет он объяснить ее правила, смысл и цель? Конечно, нет. В представлении множества людей Aston Martin сродни крикету, уверены боссы компании, но с выходом купе DB11 все должно измениться.

Владимир Высоцкий Владимир Высоцкий

За что страна продолжает так страстно любить Высоцкого, неясно, любой ответ на этот вопрос оборачивается не только пошлостью, но и подменой, а между тем без этого ответа мы так и продолжаем плохо понимать себя. Высоцкий задел нечто очень важное, но, боюсь, сегодня спорить об этом бессмысленно уже потому, что любила его другая страна — гораздо более сложная.

Дилетант, август'16
Утро в сосновом лесу Утро в сосновом лесу

В своем доме на берегу финского залива Вероника Белоцерковская гениально сыграла перед Ксенией Соловьёвой роль богатой сиротки.

Nissan X-Trail Nissan X-Trail

На поллитра больше и почти на тридцать лошадок мощнее – изучаем, насколько хорош топовый бензиновый мотор.

Audi Q7 Audi Q7

В Ингольштадте придумали, как заставить конкурентов биться в завистливых конвульсиях. Они превратили свой флагманский кроссовер в гаджет

АвтоМир, август'16
Алисия в Стране Чудес Алисия в Стране Чудес

Шведка Алисия Викан­дер ста­ла гол­ли­вуд­ской сен­са­ци­ей, за­во­е­ва­ла мир моды и влю­би­ла в себя Майкла Фассбен­де­ра. Чтобы по­пасть в эту сказ­ку, ак­три­са усерд­но тру­ди­лась — и вам советует.

Glamour, сентябрь'16
Портреты героев Портреты героев

Эти внедорожники могли бы занять места на автомобильной доске почета. Сравним весомые авторитеты.