У художника, поэта и писателя Александра Бренера — две новые книги

ПолкаРепортаж

«Пишущий — дикорастущий сорняк»

Александр Бренер. 1998 год. Архив Музея современного искусства «Гараж»

У художника, поэта и писателя Александра Бренера — две новые книги. Одна, «Наконец-то коммунизм» (с подзаголовком «Опыт коммунистической поэзии с сопроводительными картинками»), появилась в конце 2022-го в издательстве «Асебия», известном работой с увлекательными радикальными книгами. Вторая, автобиографическая повесть в стихах и прозе «Алма-атинская блудница», должна вскоре выйти в Издательстве Яромира Хладика: сейчас идёт краудфандинг издания. В 1990-е славу Бренеру составили дерзкие акции, которые сам он, отталкивая искусствоведческие клише, называет выходками и проделками; в 2010-е он выпустил одну из любимых книг «Полки» — «Жития убиенных художников», собрание размышлений и воспоминаний об известных и неизвестных деятелях и дельцах искусства. Издатель «Асебии» Денис Куренов поговорил с Бренером о том самом, что мы тут с вами постоянно обсуждаем, — о русской литературе и самых важных её вещах.

Давай начнём с детства. Когда началось твоё знакомство с русской литературой? Какие это были авторы? Как формировался круг твоего чтения? Влияли ли на него родители, школьная программа, первые друзья и подруги?

Да, детство — это, конечно, важно. Но не детство какого-то Сашки Бренера, а детство как таковое: как исток или росток, из которого вырастает что-то прекрасное или уродливое, а то и прекрасно-уродливое. Или вообще ничего не вырастает. То есть детство — это человеческое начало, основание жизни в её глубинном понимании: как бытия. Есть ведь не только детство человека, но и детство человечества. Об этом, кстати, говорит известный эпизод из истории русской литературы. Когда Толстой послал свою повесть «Детство» для публикации Некрасову, тот изменил название и озаглавил повесть «История моего детства». Это взбесило Толстого, и он написал Некрасову: «Кому какое дело до истории моего детства?» Он мыслил свою повесть как проникновение в тайну всякого детства, а не как рассказ о бренном детстве мальчика Лёвушки.

И тут возникает вопрос о столкновении детства с грандиозным событием литературы. Потому что литература — особенно русская — может очень сильно формовать детство. В такой стране, как Советский Союз, это случалось часто. И моё детство тоже отделано литературой. В каком-то смысле я даже классический случай: моя бабушка Евгения Абрамовна читала мне наизусть стихи Пушкина. Его «Утопленник» произвёл на меня оглушительное впечатление — на всю жизнь. А вторым таким произведением была «Сказка о золотом петушке». Вот это меня и создало.

Но если чуть-чуть задуматься, то становится ясно, что две эти вещи не просто великие авторские достижения Пушкина, но прежде всего творения, исходящие из детства человечества. Ведь там запечатлены опыт и мудрость древние, народные, там фольклорные, сказочные основания — русские и нерусские. А сказка учит жизни не хуже мудреца. Так что Пушкин является наилучшим источником и формовщиком всякого детства, лопочущего на русском языке.

Ну а школьная программа вызывала во мне только отвращение и отторжение. Я был дрянной ученик и навсегда остался с бабушкиными сказками Пушкина, а не со школьными программами.

Иллюстрации Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке». 1907 год
Иллюстрации Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке». 1907 год

Если возвращаться к «Детству» Толстого, то что такое первоисточник и колыбель бытия? Его может отразить только литература? И кто из русских писателей умел это делать

Первоисточник или исток — и его поиски — это один из главных смысловых узлов любой культуры, и русской культуры в частности. Слово «исток» указывает на необходимость выявления причины и происхождения всего сущего. Исток есть точка отсчёта, памятуя о которой можно понять и историю, и сегодняшний мир, и себя. То есть исток не является каким-то неподвижным пунктом в далёком прошлом человечества или народа, а вечно возобновляется и проявляется — иногда явно, но чаще подспудно и парадоксально. Проблемой истока интенсивно занималась западная философия двадцатого века: не только Хайдеггер, но и Беньямин, не только Делёз, но и Агамбен… Почему именно в двадцатом веке? А потому, что тогда произошло окончательное затмение и забвение истока, его утрата. И потребовалось мыслить этот вопрос заново, с особым рвением. 

Но если вернуться к русской литературе, то она на свой страх и риск занималась поисками истока. Как? А вот так: в русской литературе обнаруживаются два древнейших предания об истоке: во-первых, миф о великой гармонии, о «золотом веке» как начале времён и, во-вторых, миф об изначальном и брутальном Хаосе как основании бытия. В «Детстве» Толстого великолепно представлен первый миф, а, например, в «Котловане» Платонова — второй (или ещё раньше в «Бесах» Достоевского).

Однако если вглядеться пристальней, то в русской литературе можно найти и третью, гораздо более сложную модель: исток — это не золотой век и не первозданный хаос, а скорее точка бифуркации или развилка, из которой можно двигаться по двум или даже трём разным дорожкам: либо к спасению, либо к гибели. Либо в никуда. Так часто бывает в волшебных сказках с их непременной развилкой дороги и необходимым выбором, стоящим перед героем: по какой дорожке пойти. Весь гений Пушкина исходит именно из такого понимания истока. И лучшие прозрения Толстого тоже. И «Идиот» Достоевского, и его же «Подросток». И Лесков. И Лермонтов. Русская литература сама есть такая развилка, на которой замерли её авторы и их герои. Кстати, всё это удивительным образом перекликается с поразительным высказыванием Кафки: «Истинный путь подобен верёвке, протянутой над самой землёй. По такой верёвке невозможно идти — о неё можно только спотыкаться».

Но чтобы действительно проникнуть в тайны русской литературы и понять её мучительные поиски, нужно обзавестись верным методом — инструментом анализа произведений. Без метода мы окажемся в дураках — и, увы, без удачи Ивана-дурака, всегда выбирающего правильный путь на развилке.

И какой же это метод? Как не оказаться в дураках?

Вальтер Беньямин в своих работах о литературе выпестовал великий повстанческий метод чтения. Он заявил, что существует только одна-единственная верная интерпретация художественного произведения: мессианская. То есть освободительная, сносящая все препятствия к истине и открывающая подлинные горизонты бытия. Иными словами, читателю необходимо выявлять разрушительно-созидательный элемент произведения — его спасительный, очистительный, эмансипационный потенциал. Тогда он сможет не только понять подлинную интенцию автора, но и по-новому жить и дышать, страдать, радоваться и становиться иным.

Вот это и есть метод, которым необходимо пользоваться сейчас — в наше подлое время глупости, гибридных войн, мусорной информации и забвения всего настоящего. Мессианский метод чтения — та спасительная соломинка, за которую можно ухватиться, чтобы выбраться из мутного потока времени. В живительный, а не жлобский конец истории: в её исток.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Важная книга: «Сны поездов» Дениса Джонсона Важная книга: «Сны поездов» Дениса Джонсона

Игорь Кириенков рецензирует короткий роман Дениса Джонсона «Сны поездов»

Полка
Установить границы и сделать паузу: 9 правил хорошей ссоры — советы психологов Установить границы и сделать паузу: 9 правил хорошей ссоры — советы психологов

Как разобраться с возникшими противоречиями в отношениях?

Psychologies
«Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста»: как знакомились в России в начале ХХ века «Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста»: как знакомились в России в начале ХХ века

Как сто лет назад люди искали себе пару

Правила жизни
Александр Уткин Александр Уткин

Александр Уткин в своих работах переплетает супергероику с классикой

Правила жизни
4 правила секс-безопасности в командировке 4 правила секс-безопасности в командировке

Как сделать так, чтобы секс в командировке принес только яркие впечатления

Psychologies
Я — сноб: дизайнер Евгения Линович Я — сноб: дизайнер Евгения Линович

Евгения Линович о том, как она проведет лето и на что ей не хватает времени

СНОБ
Японские машины JDM: что это за феномен и откуда он взялся Японские машины JDM: что это за феномен и откуда он взялся

JDM-машины — это легковые автомобили, производившиеся в Японии в 1990-х годах

РБК
Кокетство конспирации: посмотрите, что умудрялись прятать в книгах 500 лет назад Кокетство конспирации: посмотрите, что умудрялись прятать в книгах 500 лет назад

Издавна в книгах скрывали секретное, прятали краденое, утаивали запретное

Вокруг света
Джеррикэн Джеррикэн

Как «джеррикэн» произвела настоящую техническую революцию

Автопилот
«Май, декабрь»: хулиганский рассказ о женском противостоянии с Натали Портман и Джулианной Мур «Май, декабрь»: хулиганский рассказ о женском противостоянии с Натали Портман и Джулианной Мур

Каким получился фильм режиссера Тодда Хейнса «Май, декабрь»

Правила жизни
За что сидел в тюрьме Реджеп Тайип Эрдоган За что сидел в тюрьме Реджеп Тайип Эрдоган

Рассказываем, почему и за что Реджеп Тайип Эрдоган получил тюремный срок

Maxim
Стоит ли смотреть уругвайский хоррор «Эпидемия: Вирус 32»: рецензия MAXIM Стоит ли смотреть уругвайский хоррор «Эпидемия: Вирус 32»: рецензия MAXIM

Отрадно узнать, что кроме футбола и джунглей в Уругвае водятся зомби

Maxim
8 полезных привычек, которые помогут крепкому сну 8 полезных привычек, которые помогут крепкому сну

Что необходимо делать перед сном, чтобы сохранить свое здоровье

ТехИнсайдер
О чем думали люди в послевоенном 1947 году О чем думали люди в послевоенном 1947 году

Отрывок из книги Элисабет Осбринк «1947»

СНОБ
Кто такая Джин Кэрролл, которая обвинила Дональда Трампа в изнасиловании и выиграла суд? Кто такая Джин Кэрролл, которая обвинила Дональда Трампа в изнасиловании и выиграла суд?

Кто такая Джин Кэрролл и почему решила потягаться с бывшим президентом США

Maxim
Деменция на подходе: как распознать болезнь — 8 признаков Деменция на подходе: как распознать болезнь — 8 признаков

Как не пропустить деменцию?

Psychologies
В лицах латиноамериканцев разглядели наследие неандертальцев В лицах латиноамериканцев разглядели наследие неандертальцев

Новые данные проекта по поиску участков генома в когорте латиноамериканцев

N+1
В поисках утраченного: почему мы так мало знаем о греческой поэтессе Сапфо В поисках утраченного: почему мы так мало знаем о греческой поэтессе Сапфо

Отрывок из книги «Каталог утраченных вещей»

Forbes
Не дай взять себя в клещи Не дай взять себя в клещи

Резкое потепление привело к раннему пробуждению клещей. Как себя обезопасить?

Лиза
От таро до дизайна человека: 5 самых популярных антинаучных практик — и почему они не имеют смысла От таро до дизайна человека: 5 самых популярных антинаучных практик — и почему они не имеют смысла

Есть ли реальные основания для обращения за советом к хироманту или астрологу?

Psychologies
Зачем на самом деле были построены истуканы на острове Пасхи? Зачем на самом деле были построены истуканы на острове Пасхи?

Назначение изваяний на острове Пасхи долго оставалось загадкой

Maxim
Зеленая мечта идиота Зеленая мечта идиота

Если вы мечтали владеть старой отечественной машиной – вам сюда

Автопилот
Ради экономии! В США сварили пиво из использованной в душе воды. Попробуете? Ради экономии! В США сварили пиво из использованной в душе воды. Попробуете?

Оказывается, что сточные воды — это еще одна вещь для ресайклинга

ТехИнсайдер
Роковой отпуск: звезды, которые трагически погибли во время отдыха Роковой отпуск: звезды, которые трагически погибли во время отдыха

Увы, для некоторых звезд отпуск оказался последним

VOICE
Электрический адреналин Электрический адреналин

Арно Жакар первым преодолел маршрут Africa Eco Race на электрическом байке

ТехИнсайдер
Пять болевых точек российских финансов: что тревожит ЦБ и аналитиков Пять болевых точек российских финансов: что тревожит ЦБ и аналитиков

Банк России назвал пять главных уязвимостей финансового сектора России

Forbes
Катя Chepikk: «Стать большим артистом — это не мечта. Это мое предназначение» Катя Chepikk: «Стать большим артистом — это не мечта. Это мое предназначение»

Катя Chepikk не сомневается в своем успехе

ЖАРА Magazine
Как построить успешную карьеру в психологии: 10 ключевых шагов Как построить успешную карьеру в психологии: 10 ключевых шагов

Что нужно учитывать, приходя в профессию психолога и как правильно расти?

Psychologies
Как была устроена армия Древнего Рима: сплошной стройбат и дедовщина Как была устроена армия Древнего Рима: сплошной стройбат и дедовщина

Как был устроен римский легион?

Maxim
Киты пахнут лекарствами — что делать? Как химики из МГУ чукотским охотникам помогали Киты пахнут лекарствами — что делать? Как химики из МГУ чукотским охотникам помогали

Коренной народ Севера столкнулся с неожиданной проблемой

Вокруг света
Открыть в приложении