«Перепридумать TikTok вряд ли получится»: что не так с сервисами YouTube и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) для создания коротких видео
За четыре года с момента запуска TikTok стал популярным в 150 странах мира, включая Россию: приложение для создания коротких видео скачали в совокупности 2 млрд раз, что позволило ему обойти по популярности Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Теперь интернет-гиганты Google и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) выпустили собственные инструменты для создания коротких видео — Shorts и Reels. Чем так привлекателен этот формат и смогут ли новые игроки откусить кусок «тиктоковского пирога», в колонке для Forbes рассказывает Кристина Кучинова, специалист по видеорекламе digital-агентства E-Promo, которая занимается интернет-маркетингом с использованием больших данных.
Короткие видео — не новая идея. Например, шестисекундные вайны от Twitter появились еще в 2013 году, за три года до появления TikTok в Китае и за пять — до его выхода на международную арену. Но TikTok оказался успешнее предшественников — именно он вывел короткие видео в популярнейший тренд. Новый формат пришелся по вкусу поколению Z — тем, кто родился уже в эпоху интернета и с пеленок потребляет огромное количество цифрового контента. Эта аудитория склонна к быстрому восприятию информации, ценит легкость, открытость, непринужденность подачи. Сообщество тиктокеров растет довольно быстро — примерно на 500 тыс. человек ежемесячно. И само находит способы развития этого сервиса: пользователи придумывают конкурсы, челленджи, привлекая все больше последователей.
Зачем переизобретать TikTok
Для крупного бизнеса это нормальная практика — оценить успех нового продукта и запустить собственный аналог, постепенно переманивая аудиторию. Но в ситуации с TikTok большую роль сыграли и политические неурядицы: Индия и США крайне негативно относятся к засилью китайских приложений на своих рынках, и предпринимают все возможные меры по их блокировке. Если «под раздачу» попадет TikTok, то у его клонов есть шанс заполучить аудиторию в разы быстрее.
Для Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) это уже вторая попытка воплотить сервис коротких видео. Первой был сервис Lasso, не продержавшийся на рынке и двух лет. Его корпорация закрыла этим летом, после чего в августе 2020 года объявила о запуске Reels — аналога TikTok для Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Сервис позволяет создавать ролики длиной до 15 секунд, накладывать на них звук и различные эффекты. Публикуются они либо в соответствующем разделе приложения Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), либо в привычных уже ленте или сториз. Увидеть их могут лишь пользователи соцсети.
В середине сентября о своем сервисе заявил и Youtube. Сейчас Shorts существует в виде отдельного приложения и пока доступен только на Android и только для пользователей в Индии, где TikTok вместе с другими китайскими сервисами официально запрещен. А значит, новая функция YouTube станет единственной площадкой для аудитории, привыкшей к формату коротких видео. Конечно, создатели сервиса целились и на американский рынок, но в США ситуация, похоже, решилась в пользу TikTok — сервис пока остается в стране.
В России формат коротких видео набирает популярность — социальная сеть «ВКонтакте» уже развивает собственный клон TikTiok, «Клипы». А недавно стало известно о планах Минпросвещения разработать в сотрудничестве с Mail.ru Group образовательную сеть для российских школьников, работающую по аналогии с TikTok.