Патрик Уркад о выставке «Восточный джаз / East West Jazz» в Пушкинском музее
Экскурсия сокуратора, сценографа и бывшего арт-директора французского Vogue
1 октября в главном здании Пушкинского музея открывается масштабный проект «Восточный джаз / East West Jazz», объединяющий послевоенную живопись и 30 редких среднеазиатских халатов. Со-куратор и сценограф Патрик Уркад, также известный как арт-директор французского Vogue в 1980-х и «частный куратор» коллекции Карла Лагерфельда, провел нас по выставке, где завершались последние приготовления к открытию, и рассказал самое важное.
«Идея провести параллель между икатами (это группа художественных тканей Востока с «плывущими» контурами рисунков, — прим. ред.) и абстрактной живописью превосходна и оригинальна», — улыбается Патрик, глядя на главного куратора Сурию Садекову; она мастерски собрала вместе художников из коллекции швейцарца Жана Клода Гандюра, добавив к этому списку работы из коллекций Пушкинского музея и парижского Центра Помпиду. «Эта выставка интересна в историческом, дидактическом, педагогическом плане, здесь можно увидеть, как работали Колдер и Вазарели, но не это главное, — продолжает Уркад. — Важнее всего, что она дает новый оптический опыт. В том числе детям, надеюсь. Для них я даже соорудил «бассейн» cо стеклянными перегородками», — Уркад ведет в Белый зал, кардинально преобразившийся после выставки щукинской коллекции.
В центре Белого зала смотрите графику Анри Матисса из редко экспонируемой серии «Джаз» — работы разложены рядом с икатами так, чтобы даже ребенок легко заметил общую динамику цвета, форм, рисунка. По периметру идите ради пары десятков живописных произведений: от Фонтаны и Кандинского до Бюрена и Штейнберга, напротив каждой — по экземпляру халата. «Не нужно искать точных совпадений между картинами и рисунком на ткани, — подсказывает Патрик Уркад, — но их оптическую связь сразу можно почувстовать».