«Пятеро одной крови» Спайка Ли: первый фильм лета с хэштегом #BlackLivesMatter
На Netflix вышел фильм «Пятеро одной крови» Спайка Ли, который длится два с половиной часа и бросает в один котел все жанры, какие только можно. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает, каким получилась эта история о возвращении во Вьетнам.
«Пятеро одной крови» Спайка Ли — документальная хроника и авантюрный боевик, военная драма и пародийный вестерн, комедия про мужское братство и политический памфлет в одном. «Черный клановец» — предыдущая его работа, за которую режиссер получил Приз жюри в Каннах и сценарный «Оскар», — был фильмом гораздо более энергичным, дисциплинированным, яростным и зрительским. Зато «Пятеро одной крови» куда необычнее — и интереснее.
Во-первых, потому что кровная связь между режиссером и героями очень редко бывает столь демонстративной. Спайк Ли снимает кино о самосознании и подсознании черной Америки почти сорок лет, и каждый его фильм — боец с линии фронта. «Ей это нужно позарез» (1986) — история чернокожей девушки, тело которой ищет пределы своей свободы. Это кино и про расу, и про социальное неравенство, и про феминизм. Кульминация фильма «Делай как надо» (1989) — медленное удушение афроамериканца белыми полицейскими. Следом вышел байопик «Малкольм Икс» (1992) — поучительная история о том, что в борьбе за свои права важно не превратиться в то, с чем воюешь. Знаменитый чернокожий активист в исполнении Дензела Вашингтона и сам становится расистом (но прозревает в финале). В XXI веке Спайк Ли превращается из мастера эпатажной «партизанской режиссуры» (к слову, этой технике он уже четверть века учит студентов Нью-Йоркского университета) во вполне респектабельного режиссера, которому важно снимать «черное» кино в жанрах, считающихся епархией белых. Так появляются авантюрный триллер про ограбление банка («Не пойман — не вор», 2006), военная драма («Чудо святой Анны», 2008) и даже вампирский фарс («Сладкая кровь Иисуса», 2014). Наверное, это можно было бы назвать позитивной апроприацией, если бы не сложное понимание границ в кино самим Спайком Ли, который не раз обвинял в апроприации Квентина Тарантино.
Так или иначе, в 2018-м году в прямолинейном, агрессивном и эмоциональном «Черном клановце» режиссер вновь решается на лобовое столкновение с действительностью. Его искусство врезается в своих оппонентов на бешеных скоростях — потому что те повели себя так же, но в реальной жизни, направив автомобиль в мирных митингующих против расизма в Шарлотсвилле. Этот фильм становится возвращением Спайка Ли на линию фронта. Но раньше он был разведчиком, который прокладывал путь для других: на лентах режиссера выросло целое поколение кинематографистов, а первым свиданием Барака Обамы с его будущей женой Мишель был поход в кино на «Делай как надо». А теперь Ли еще и дозорный, охраняющий достижения прежних лет. Разведчикам пристало быть мобильными и легкими. Но для обороны нужно оружие помощнее. Что ж, в фильме «Пятеро одной крови» Спайк Ли демонстрирует весь свой арсенал.