Панельного неба скульптура: Никита Анохин делает ночники в виде советских домов, а их покупают в России и за рубежом
Мастерская Nikita Anokhin Store началась на кухне со шкатулок-сердец. В 2021 году он заработал на «Брежневках», «Свечках» и других проектах 3,6 млн рублей чистой прибыли.
Первые товары
Никита Анохин окончил ГИТИС, по профессии он художник-постановщик, но в театре никогда не работал. После выпуска из университета устраивался скульптором в заводы, где создавали гипсовые лепнины.
Там он научился отливать изделия из гипса и создавать мастер-модели — прототипы будущих изделий. Но приходилось трудиться по жёсткому графику, что Анохину не нравилось. К тому же, в университете ему нравилось делать макеты и театральные декорации — и он решил построить на этом бизнес.
В мае 2019 года вместе с женой, художником-педагогом Анастасией Блиновой, они открыли магазин с предметами домашнего декора Nikita Anokhin Store. Пара в первую очередь хотела творить, а вдобавок и зарабатывать на этом.
Первой они выпустили шкатулку в форме человеческого сердца из гипса — с этим материалом было проще работать без опыта, чем, например, с бетоном. Изначальную мастер-модель сердца Анохин делал у себя на кухне: сначала вылепил из пластилина, затем сам снял с неё силиконовую форму.
Скульптор продолжал работать на заводе и там же купил со скидкой силикон: килограмм обошёлся в 1000 рублей. Дополнительно в магазине он приобрёл килограмм гипса за 200 рублей, за 100 рублей кожух, который держал форму, и скульптурный пластилин за 120 рублей. Упаковка для товаров стоила 150 рублей за штуку.
Но гипс оказался слишком хрупким, и скульптор перешёл на бетон. Он стоил 15-19 рублей за килограмм, но долго застывал: если гипсу нужно 20 минут, то бетону — сутки.
Во время застывания в материале образуются пузыри, поэтому Анохин самостоятельно простукивал форму с бетоном. Вначале Анохин делал это вручную, но потом купил специальный стол, выгоняющий пузыри.
Предметы в форме хрущёвок
У пары было много планов насчёт будущих скульптур. «Идеи быстро рождаются, а вот их исполнение — гораздо более длительный процесс», — сказал Никита Анохин.
Идея с советскими домами пришла ещё до открытия мастерской и родилась из личного опыта — Анохин с женой два года прожили в окружении хрущёвок.
Мы много где жили в Москве, и один из последних районов — Гольяново — морально нас раздавил. Там сплошные хрущёвки, девятиэтажки. Ещё тогда объявили о реновации жилья — я неоднозначно к этому относился: вроде хорошо, что их сносят, а вроде это памятники архитектуры, и нельзя так делать. Никита Анохин
Вскоре после сердец, в мае 2019 года, скульптор сделал первые шкатулки в форме хрущевок — а конкретнее, панельного дома серии 1-335.
«Не сказать чтобы мне сильно нравились панельки, я даже больше скажу, я их не люблю! Но среди них приходится как-то существовать, и без них не обходится ни один российский пейзаж. Но, кажется, я нашёл способ смириться с их существованием — это самому начать делать панельки!» — сказано в их Instagram-аккаунте.
Блинова создала страницу магазина в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Денег на рекламу не было, поэтому создатели попросили рассказать об их проекте своих друзей из творческой среды, а также сделали публикацию в сообществе Vigbo, где тогда можно было найти единомышленников. Мастерскую поддержали репостами, у пары появились первые 300 подписчиков.
Анохин и Блинова продавали ночники в галереях, книжных и дизайнерских лавках — платили в среднем по 2000 рублей в месяц за аренду одной полки. Некоторые магазины также получали товары под реализацию: они выставляли товары у себя на прилавках, а в конце месяца отдавали мастерской выручку от продажи товаров.
Спустя два месяца после запуска пара выставила товары на офлайн-маркете «Маркете у моря». Тогда магазин ещё не был раскручен, но им удалось продать товары на 18 тысяч рублей, из них 8000 рублей заплатили организаторам, ещё за 5000 рублей приобрели стенд и распечатали визитки, а остальное оставили себе.
Расширение
В августе 2019 году Nikita Anokhin Store добавил к шкатулкам ночники под названием Brezhnevka. Сейчас первые модели кажутся авторам примитивными. У них, например, часто перегорали купленные в магазине провода, поэтому скульптор делал их самостоятельно.
Изначально Анохин хотел лепить ночники целиком из бетона, но доставка тяжелых предметов оказалась слишком дорогой, а риск брака увеличивался. Бетонным сделали только основание, а сам плафон изготовили из фанеры.
Мы думали, что человек должен прийти на маркет, взять ночник и пойти домой, при этом ему должно быть легко. А бетонную бандуру он с маркета не унесёт, поэтому искали материалы полегче и пришли к фанере.