Овнов ждет повышение: почему астрология снова в тренде — и кто зарабатывает на этом миллионы
Миллионы людей скачивают приложения, которые помогают составить натальную карту, и подписываются на Instagram-аккаунты с астропрогнозами и забавными астрологическими шутками. Рассказываем, как астрология стала доходными бизнесом и перестала быть «стыдным» увлечением в среде молодых и образованных горожан
Гадания в вашем iPhone
Из увлечения для маргиналов и людей «со странностями» астрология в последнее десятилетие превратилась во вполне легитимное — и даже модное — хобби. Областью эзотерики, которая якобы помогает разгадать характер человека и предсказать его будущее по звездам, с недавних пор интересуются молодые, успешные и прогрессивные. Причем практически во всем мире. Так, Стелла Багби, главный редактор американского онлайн-издания The Cut, ориентированного на аудиторию от 18 до 34 лет с ежемесячным доходом примерно в три раза выше среднего, признается, что в 2017 году интерес к еженедельным гороскопам на сайте внезапно вырос на целых 150% по сравнению с 2016-м. А за пять лет до этого, в 2012 году, исследование американского Национального научного фонда показало, что 58% респондентов младше 24 лет верят в астрологию и убеждены, что это самая настоящая наука (что, конечно, не соответствует правде — научное сообщество астрологию категорически не признает). При этом доля, кто считает гадание по звездам и светилам «абсолютно не научным», сократилась с двух третей до половины по сравнению с данными 2010 года. Сообщается, что процент скептически настроенных по отношению к астрологии людей не был таким низким с 1983 года.
Тренд уже освоили бизнесмены из Кремниевой долины: они сталичаще и больше инвестировать в связанные с астрологией диджитал-проекты – например, приложения для смартфонов. Так, запуск одного из самых популярных на сегодняшний день астрологических сервисов, программы Co-Star, пользователи которой могут составить натальную карту и сделать прогнозы на ближайшее будущее, привлекла $5 млн в первом раунде инвестиций. Проект стартовал в октябре 2017 года, а уже к весне 2019 приложение скачали больше 3 млн пользователей — загрузить его можно бесплатно, но за некоторые услуги, вроде расчета совместимости, придется заплатить. Сегодня на Instagram-аккаунт Co-Star, где публикуют астрологические мемы и короткие предсказания для всех знаков зодиака, подписаны почти 1,5 млн фолловеров.
Разумеется, Co-Star — далеко не единственное популярное астрологическое приложение. Его конкурента, программу Astrology & Palmistry Coach (совмещает астрологические предсказания и хиромантию, гадание по линиям на ладонях) в 2019 году скачали 3.3 миллиона раз. В целом, по данным аналитической компании Sensor Tower, суммарные доходы цифровых астрологических сервисов достигли в 2020 отметки в $40 млн — то есть выросли почти на 65%. Для сравнения, еще в 2016 такие сервисы принесли своим создателям всего $7,7 млн.
Диджитализацию инсайдеры индустрии называют главным трендом в астрологии последних нескольких лет — и одной из основных причин растущей популярности гаданий по звездам. Если в нулевые, чтобы рассчитать натальную карту, нужно было обращаться к астрологу, то в 2020 для этого достаточно скачать бесплатное приложение или просто зайти на специальный сайт (таких тоже немало). Впрочем, чтобы разобраться в карте досконально, все равно потребуется помощь платного специалиста – так что практикующие астрологи от диджитализации только выигрывают: она помогает «завербовать» больше адептов эзотерики, а значит, и потенциальных клиентов.
Свою лепту вносит и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). По тегу #astrology он выдает почти шесть миллионов публикаций. Многие из таких постов сделаны в популярном «мемном» формате: знаки зодиака сравнивают с песнями, животными или фразами из фильмов; астрологию пытаются объяснить на примерах поп-звезд, персонажей фильмов и сериалов. «Конечно, я замечаю, что интерес к предмету в последнее время вырос, — рассказала Forbes Life Энджела Томас, астролог из Лос-Анджелеса, на чей Instagramподписаны почти 30 тыс. пользователей. — Думаю, в этом есть большая заслуга соцсетей и страниц, вроде моей — они помогают популяризировать. А «астрологию мемов» — веселых картинок, часто с отсылками к поп-культуре — вообще можно назвать трендом последних нескольких лет».
Сама Энджела, которая занимается астрологией уже 16 лет, признается, что Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) стал для нее серьезным подспорьем в работе — именно он сейчас помогает найти большую часть клиентов. В числе платных услуг, которые предлагает клиентам Томас, составление натальной карты с подробным объяснением ($45, и это самая востребованная услуга), анализ совместимости в паре ($60), индивидуальный гороскоп на год, составленный в письменной форме ($100) и он же, но в формате двенадцати десятиминутных видео, которые клиент будет получать вначале каждого месяца ($180). По словам Энджелы, число клиентов сильно варьируется и может составлять от 8 до 20 в месяц: «Благодаря постам в соцсети, люди видят, как я работаю, и что конкретно могу им предложить. Во многом Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) помогает мне стать ближе к клиентам, стать для них более доступной».