От уролога до адвоката: как TikTok становится площадкой для экспертов
Пока в США планируют запретить TikTok, в России соцсеть активно процветает. И наполняется не только развлекательным, но и экспертным контентом. «РБК Стиль» рассказывает, как и зачем в TikTok пришли преподаватели, врачи и адвокаты.
«Ничто не старит сейчас людей так, как TikTok. Взрослые, это сеть для подростков», — иронизирует в своем Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) актриса Ирина Горбачева. Однако, согласно статистике, это уже далеко не так: как показывает исследование Mediascope, чаще всего сервисом пользуются люди в возрасте от 25 до 34 лет (25,2% от всей русскоязычной аудитории) и от 35 до 44 лет (19,6%). Проверить данные можно, зайдя в приложение: если раньше на глаза попадались подростки, открывающие рот под диалоги из сериала «Элита» или как один танцующие под трек «Savage» Megan Thee Stallion, то сегодня развлекательные видеоролики чередуются с экспертным контентом. Серьезные и харизматичные женщины и мужчины рассказывают, например, о том, как уменьшить количество конфликтов в семье, или сколько алкоголя можно пить в день без ущерба для здоровья.
Лучше, чем сарафанное радио
Причина таких изменений в контенте, конечно, карантин. У одних появилось больше времени на самовыражение, у других возникла необходимость искать новых потребителей своих услуг. Сарафанное радио для многих специальностей уже устарело: даже получив убедительные рекомендации от друга, человек все равно хочет прочитать сторонние отзывы, изучить прайс и увидеть фото работ, если речь идет, к примеру, о косметологе или стоматологе. Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), если и дает сегодня такую возможность, то препятствует органическому росту аккаунта. На это указывает врач уролог-андролог Андрей Лычагин, чьи познавательные ролики на медицинскую тему набирают миллионы просмотров и тысячи комментариев в TikTok. «У меня активно работают обе площадки (более 215 тыс. подписчиков в TikTok и 151 тыс. подписчиков в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — «РБК Стиль»), но Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) требует финансовых вливаний: таргетированная реклама, оплата таргетолога и SMM-специалиста. А в TikTok на данный момент я не вложил ни копейки, только свой талант».
Талант эксперта заключается в том, чтобы за короткое время донести сложную информацию простыми словами. При этом TikTok-контент врача меняется в зависимости от трендов, которые появляются на площадке (треки, движения или фильтры), и от комментариев подписчиков, которые просят снять ролики на ту или иную тему. «Я все чаще записываю видео голосом, это подчеркивает экспертность. Но также обязательно добавляю шуточные тематические видео: не будем забывать, что TikTok — это прежде всего развлечение и отдых».
На вопрос о том, увеличился ли спрос на услуги с ростом популярности в TikTok, Лычагин отвечает так: «Я андролог, врачей этого направления в Москве можно пересчитать по пальцам, поэтому спрос на мои услуги всегда был достаточно высок. Но я заметил, что как только мой TikTok перевалил за 100 тыс. подписчиков, меня стали узнавать на улице, в магазинах. Это лишний раз доказывает народность приложения».
Игра в фишки
Органический рост аудитории в TikTok зависит от того, попадает ли авторский контент в так называемые «реки» — категорию с самыми популярными видео платформы. Для этого, как объясняет сам TikTok, необходимо выбрать определенное направление и развиваться в нем, продемонстрировать свой талант или особенность, а также не бояться быть смешным. О важности наличия собственной «фишки» говорит и счастливая обладательница 13 млн. подписчиков в TikTok (а также статуса друга модного дома Dolce & Gabbana) 20-летняя Дина Саева: «У меня, допустим, есть образ сладкоежки. И каждый раз, когда я выкладываю видео со сладостями, они [подписчики] меня узнают и сразу начинают писать, лайкать. Нужно найти свой образ и сделать так, чтобы он был индивидуальным, чтобы тебя ассоциировали с ним».