От королевы Виктории до Джона Кеннеди: почему яхтенный стиль не выходит из моды уже несколько столетий
Последние лет сто в моде есть непреходящее правило: каждую весну и на высоких подиумах, и на полках масс-маркета появляются тельняшки и другие атрибуты морского стиля. Forbes Life выяснил, как им удалось пережить шторм времени
Морской стиль возвращается в наши гардеробы с завидной регулярностью. И неважно, проводили ли вы когда-нибудь лето на яхте, — канонические синие полоски на белом фоне делают Лазурный Берег доступным для всех. Конкурентное преимущество морского стиля заключается в том, что он не только помогает удачно маскироваться под окружающую среду, но и максимально удобен в любой, даже самой непонятной ситуации. Кроме того, он отлично справляется с основными задачами нового времени, когда комфорт, к которому мы привыкли за время самоизоляции, постепенно отходит на второй план, уступая место высказываниям на политические и социальные темы. И простая тельняшка в этом случае может оказаться куда красноречивее футболки с надписью Vote. Для выбора правильного лозунга следует изучить историю появления в нашем гардеробе культовых вещей из экипировки моряков, рыбаков и яхтсменов, а заодно и круизных коллекций (хотя на самом деле круизы здесь ни при чем).
Чувство штиля
Прежде чем оказаться на подиуме, свитер в полоску, адмиральские кители и широкие моряцкие брюки проделали большой путь. В разговоре о становлении морского стиля сложно избежать жонглирования метафорами, но украсить повествование словами «большое плавание» будет не совсем корректно — те, кто ввел эти предметы одежды в повседневный обиход, большую часть времени проводили на берегу. Женщина на судне до середины XIX века могла находиться в силу лишь нескольких причин. Если оставить за скобками романтизированные истории об отважных дамах, пробравшихся на борт по подложным документам, остается два варианта — быть женой или дочерью капитана. С появлением в 1844 году первых круизных судов, которые курсировали из Саутгемптона через Гибралтар на Мальту и в Афины, привычно «мужская» территория потеряла флер недоступности, но до прихода на смену кринолинам брюк свободного кроя и купальных костюмов оставалось более 70 лет. Правило «сначала женщины и дети» в случае с модой безотказно сработало на морскую униформу. В 1846 году королева Виктория заказала для своего четырехлетнего сына Альберта Эдварда, будущего короля, костюм у портного Королевского флота. Портрет маленького мальчика в образе моряка кисти Франца Ксавера Винтерхальтера произвел эффект, сравнимый с инстаграм-снимками детей Бейонсе и Джей-Зи. К концу XIX — началу XX века подобные костюмы можно было встретить далеко за пределами Англии: начиная с отпрысков благородных семейств в царской России и заканчивая школьниками в Японии, форма которых была смоделирована по примеру одежды британских моряков. Интересно, что официальная форменная одежда появилась еще в середине XVIII века. До этого преобладающим цветом для представителей военно-морских сил был красный, его в своей одежде использовали и рыбаки. После проведенной реформы допустимым остался лишь темно-синий, получивший название navy blue, и он прочно вошел в историю не только флота, но и моды.
Что нам ветер
В 1851 году на острове Уайт прошла первая регата «Кубок 100 гиней». Отсюда берет начало история парусного спорта и профессиональной экипировки. Слово «яхта» произошло от голландского jaсht, что в переводе означает «охота»: охотничьими называли лодки, участвовавшие в погоне за пиратскими судами. Насущная необходимость в защите берегов колоний и торговых маршрутов со временем уменьшалась, а желание испытать присущие этому занятию азарт и эмоции не исчезало. Вместе с любовью к морю, приключениям и скорости участники первых регат сохранили верность традиционной морской палитре — темно-синему, белому, красному и желтому. В 1896-м парусный спорт вошел в олимпийскую программу, а второй виток популярности случился уже в 1950-е, когда свое увлечение яхтингом открыто демонстрировал будущий президент США Джон Кеннеди. Здоровый образ жизни, спорт и патриотизм легли в основу классического американского образа, и для этого иметь дом в пригороде Нью-Йорка или 26-футовую яхту Victura было необязательно.