Взгляд на историю глазами гримера

Вокруг светаИстория

От Айседоры Дункан до «холостячки» и «женщины-вамп»: как менялась мода в начале XX века

Взгляд на историю глазами гримера

Кадр из фильма «Великий Гэтсби», 2013. Фото: Allstar Picture Library / Alamy via Legion Media

Античная богиня или страстная бесстыдница?

Во втором десятилетии XX в. женщины разрываются между двумя модными направлениями.

Мата Хари, 1910

С одной стороны, их влечет неоклассика и новая античная богиня Айседора Дункан, с другой — страстность и буйство красок Востока, бесстыдная пластика Иды Рубинштейн и Маты Хари.

Впрочем, оба направления сходились в том, что реабилитировали и раскрепощали тело: исчез корсет, наряды обнажили шею, и это заставило дам всерьез задуматься об уходе за телом.

В моду вошла аристократическая бледность, женщины стали придерживаться принципов умеренности и естественности: цвет губ — чуть ярче натурального, светлый тон лица, темные брови.

Губную помаду часто заменял обычный вазелин. Произошли изменения и в прическе: популярные до войны кокетливые локоны исчезли, в моду вошли гладко причесанные пряди.

В ХХ в. многие представительницы слабого пола начинают зарабатывать. Это случилось не вдруг — уже в конце XIX в. дамы, преимущественно незамужние, стали осваивать профессии телефонисток, конторских и торговых служащих, медсестер, учительниц младших классов, работниц общественного питания, розничной торговли.

Самым ярким мужским образом 1910‑х был Arrow Collar Man («белый воротничок»). Его автором был художник Джозеф Кристиан Лейендекер, в 1905 г. создавший серию рекламных иллюстраций для компании Arrow, которая производила рубашки с высоким съемным воротником.

Шикарный денди, смотревший со страниц всех модных журналов, вызывал восторг и желание ему подражать, а кроме того, органично смотрелся рядом с женщиной, одетой в туалеты от Поля Пуаре.

Поль Пуаре был первым модельером нового века и выдающимся реформатором женского костюма. Он сумел выразить в одежде признаки тогда лишь зарождавшегося образа новейшего времени и обозначил совершенно особое место кутюрье в современном мире. Он стал диктатором моды, определяющим не только фасон платья, но и стиль жизни.

Самые смелые представительницы слабого пола начинают делать короткие стрижки и появляются на пляже в облегающих купальниках без рукавов, с глубоким вырезом на спине.

Штабс-капитан Нестеров в 1914 году. Фото: Public Domain

В 1914 г. с началом Первой мировой войны мода словно замерла, утратив насыщенные цвета, роскошную отделку платьев и украшения. Война заставила женщин не играть роль товарища, а быть им.

Теперь короткая стрижка — не стиль, а необходимость, ведь на фронте и в госпиталях возможности ухаживать за длинными волосами не было.

Главным же героем война сделала человека в форме, во всех газетах публикуются портреты мужественных летчиков.

В середине 1910‑х гг. производство кинофильмов поставлено на поток. Влияние кинодив растет, и женщины начинают краситься все чаще и ярче.

В самых первых черно-белых фильмах актеры носили очень яркий, даже гротескный грим. Объяснялось это рядом причин.

Во-первых, только так грим было видно под светом софитов. Во-вторых, грим намеренно акцентировал мимику, поскольку чувства и переживания героев актерам приходилось выражать без помощи слов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении