От адыгейского сыра до британского эля: как регионы добиваются монополии на продукты
Ежегодно в Роспатент поступают десятки заявок из регионов с просьбой об исключительном праве на товар. Но далеко не все производители способны соответствовать заявленным требованиям.
Патент на интеллектуальную собственность предоставляет обладателю монопольное право на производство. Исключительное право на производство товара может принадлежать не только конкретной компании, как в случае с торговой маркой, но и целому региону, если продукт зарегистрирован как НМПТ («Наименование места происхождения товара»). Статус НМПТ означает, что качество продукта напрямую зависит от уникальных характеристик конкретного региона, в первую очередь — природных условий и традиционных технологий.
В России патент НМПТ получают либо продовольственные товары — например, тульский пряник, вологодское масло, нарзан или русская водка — либо продукты народных ремесел, такие, как ростовская финифть, оренбургский пуховый платок, гжель и хохлома. Кажущаяся простота процесса регистрации приводит к многочисленным попыткам получить монополию на популярные продукты: по данным Роспатента, за последние пять лет российские производители подали 297 таких заявок. Однако удовлетворено из них было меньше половины: чтобы исключить недобросовестную конкуренцию, комиссия проверяет каждое обращение. После получения патента сложности у правообладателя только начинаются: статус НМПТ требует четкого следования технологии, а затраты на производство такого продукта существенно выше. Так, для создания знаменитого вологодского масла отборные сливки нагревают в течение строго определенного периода времени, а срок хранения продукта минимальный. Внушительный ряд требований к технологии его создания строго соблюдается, именно поэтому продукт поддерживает исключительное право на свое название. С серьезными сложностями столкнулась и Республика Адыгея, которая в 2004 году запатентовала технологию изготовления адыгейского сыра (номер регистрации 74), но оказалась неспособна ее придерживаться и вернулась к производству по ГОСТу.
Адыгейская коллизия
За время своего существования адыгейский сыр стал сортом. Сорт сам по себе не может быть зарегистрирован как «защищенное название». В этом отношении уже давно сложилась определенная мировая практика, о которой мы поговорим ниже.
Адыгейский сыр впервые появился в Угличе в 1979 году (ОСТ 49 155-80). Стандарты его производства были закреплены в ГОСТе «Сыры мягкие. Технические условия» и базировались на старинных черкесских рецептах сыра «Матэкъуае». Согласно ГОСТу, адыгейский сыр делают из цельного молока путем добавления в него лимонной или уксусной кислоты. А фирменный узор на поверхности сыра, напоминающий след от плетеной корзинки — результат формования в специальных пластиковых ковшиках с неровной поверхностью.