Раффлз сумел организовать в Сингапуре особую систему общественного устройства

Вокруг светаИстория

Основатель города львов: как джентльмен Томас Раффлз создал Сингапур, но не смог обрести счастье

Прожив на острове не больше года, Раффлз сумел организовать в его пределах особую систему общественного устройства, которой и сегодня пользуются сингапурцы

Джордж Джозеф. Портрет Томаса Раффлза (фрагмент). 1817. Фото: Antony SOUTER / Alamy via Legion Media

Один из столпов английской колониальной политики, сэр Томас Раффлз, являл собой достойный образец служения отечеству. Начав карьеру в Индокитае, на острове Пинанг, в тридцать лет он был назначен губернатором острова Ява, а через восемь лет подарил Британской короне Сингапур — остров, ставший перекрестком самых оживленных торговых путей между Европой, Азией и Австралией.

Прожив на этом острове не больше года, Раффлз сумел организовать в его пределах особую систему общественного устройства. Путешествуя по Сингапуру, о ней можно узнать и сегодня, равно как и о том, что сингапурцы отнюдь не забыли ее основателя.

Портрет

Дошедший до нас образ Томаса Раффлза очень точно раскрывает драматизм его жизни: уставший, но уверенный в своих силах англичанин смотрит на нас дружелюбно, он готов выслушать и дать добрый совет.

Глядя в его широкое, открытое лицо, понимаешь: этому человеку можно доверять. Позади него морской берег, над которым проплывают хмурые облака. Но грозовые тучи не пугают джентльмена. Он спокоен, тверд и как всегда решителен, полон достоинства и гордости за себя и за свою страну. Застывший в руке лист бумаги говорит о том, что мы отвлекли его от важных дел, но он давно уже привык к тому, что обстоятельства постоянно мешают ему заниматься любимым делом — естествознанием.

Фото: National Portrait Gallery, London, via Wikimedia Commons

Он — пытливый исследователь. Самообразование — его единственная страсть, правда… после защиты национальных интересов могущественного Альбиона.

Судьба уготовила ему родиться и жить в эпоху великих английских завоеваний XVIII–XIX веков, когда противостояние английской и голландской Ост-Индских компаний по установлению контроля над торговыми коммуникациями завершилось безоговорочной победой англичан.

Последние, как известно, на тот момент уже выработали стратегию своей колониальной политики, захватывая самые важные перекрестки южных морей, которые постепенно притягивали к себе окружающие земли. Проводником такой политики был немногочисленный отряд английских «конквистадоров», в рядах которых, будучи талантливым управленцем, и оказался Раффлз.

Взращивать хороших управленцев Британия начала задолго до описываемых событий. Здесь можно вспомнить, что именно англичане одели лакеев во фраки и стали обращаться к ним на «Вы». Они же ввели в мировую практику известные коллективные игры, в том числе поло и регби, которые закаляют джентльменов до сих пор.

В XIX веке была окончательно оформлена система воспитания элиты Великобритании. В основной своей массе образцовый англичанин, как правило, был выпускником платных закрытых школ, существующих на средства родителей. Он должен был строго соблюдать кодекс чести: говорить правду, уважать противников и т. п.

Джентльмены — своего рода каста британского общества — занимали многие ключевые посты в администрациях колоний и метрополии. Их ряды пополнялись, конечно, и обычными британцами, но для этого им нужно было проявить весьма незаурядные способности. Например, выстроить свою карьеру в одной из британских колоний, заработать там состояние и вернуться на материк уже с именем и статусом. Именно такую карьеру судьба уготовила и Томасу Раффлзу.

Дитя моря

6 июля 1781 года у Бенджамина Раффлза, капитана торгового корабля, который постоянно метался между портами английских колоний и метрополией, родился сын.

Мальчик появился на свет на обратном пути домой рядом с Порт-Морантом острова Ямайка. Команда была счастлива — у капитана родился наследник. Он родился во время плавания, поэтому обязательно будет таким же суровым британским морским львом, как его отец и как все они, ведь настоящий мужчина должен быть моряком флота Его Величества.

Жена капитана, до замужества Энн Лид, была вынуждена сопровождать мужа в его бесконечных плаваниях. Вместе с матерью не покидал борт и маленький Томас. Первые свои шаги он сделал на палубе шхуны, рассекающей волны Мирового океана. Лишь через три года после своего рождения, 4 июля 1784 года, он был крещен вместе с сестрой Гарриетой в родной церкви Херефордшира.

С раннего детства Томас Раффлз обожал читать и стремился к знаниям. В то время «мировая мастерская» — Британия бредила еще и науками. Естествознание занимало все свободное время британцев. Но не все желающие могли учиться в школах и высших учебных заведениях. Для талантливой молодежи в Королевском институте устраивались публичные лекции (своеобразные «рабфаки»), где преподавали самые известные естествоиспытатели того времени.

Лекционный зал Королевского института. Фото: AnaConvTrans, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Томас Раффлз не был исключением из общего правила. Вынужденный из-за смерти отца рано бросить школу, он решил, что всему научится сам. Для этого он взял за правило посвящать до 8 часов в день чтению и письму. Потом, во взрослой жизни, он работал днем, а по ночам читал и писал. Поутру первым делом просматривал написанное; то, что не нравилось, безжалостно уничтожал.

Скоропостижная смерть отца заставила его в 14 лет пойти работать, нужно было заботиться о семье — любимой матери и четырех сестрах. Томаса приняли на службу в Ост-Индскую компанию курьером, где со временем он несколько продвинулся по службе и мог с гордостью именовать себя клерком.

Раффлз слишком сильно любил свою семью, чтобы безропотно сносить ту нужду, в которой им пришлось оказаться: он много работает и мечтает получить назначение в одну из английских колоний. Только там можно твердо встать на ноги.

В преддверии мечты

Раффлз хорошо знал, что колониальный климат беспощаден к британцам, большое жалованье зачастую стоило жизни. Защитная реакция организма, приспосабливающегося к иному климату, постоянно награждала колонизаторов лихорадкой, которой тогда называли все болезни, сопровождающиеся жаром, независимо от этиологии.

Организм боролся с попавшей в него инфекцией резкими скачками температуры. Поэтому смерть стала привычным делом в среде колонизаторов. Это была высокая плата за экспансию на Востоке, но европейцы шли на такие жертвы, чтобы вырваться из тисков нужды.

Фото: Pictorial Press Ltd / Alamy via Legion Media

В 1805 году Томас Раффлз получает назначение в Индокитай на остров Пинанг. Теперь он не клерк, а помощник секретаря губернатора острова. Вместе с должностью Раффлзу назначили астрономическое жалованье —1 500 фунтов в год вместо 70, которые он получал, работая клерком в Лондоне. Пребывая в мечтах о карьере и не учтя всех трудностей, которые его ожидают, он пообещал матери отдавать 400 фунтов.

Перед отплытием в его судьбе произошло еще одно значимое событие: женитьба на Оливии, вдове Джекоба Фанкоурта, ассистента хирурга в Мадрасе. Они познакомились в офисе компании, куда Оливия пришла хлопотать о пенсии за умершего от лихорадки мужа.

В то время путь до Индокитая превышал шесть месяцев. Раффлз с трудом переносил такое долгое плавание. Морская болезнь его не тревожила: выросший на море, он чувствовал себя на палубе весьма вольготно. Его натуру тяготило вынужденное безделье. Только чтение и занятия малайским языком спасали молодого человека.

Томас понимал, что знание местного языка поможет ему быстро решать все проблемы и расположить к себе и местное население, и начальство. По прибытии на остров новоиспеченный чиновник сразу понял, что жизнь его по-прежнему будет скромной: аренда маленького домика здесь стоила 330 фунтов ежемесячно.

Медаль за Яву

Томас Раффлз довольно быстро заработал авторитет на Пинанге, и все же его продвижение по службе было бы долгим, не вмешайся случай. Однажды, зайдя в таверну, Томас познакомился с доктором Джоном Каспаром Лейденом, прибывшим из Индии на излечение, — ошибочно считалось, что климат на Пинанге этому способствует.

Остров Пинанг на рубеже XVIII–XIX веков. Фото: Artokoloro / Alamy via Legion Media

Между Раффлзом и Лейденом сразу завязались дружеские отношения. По счастливой случайности доктор хорошо знал тогдашнего генерал-губернатора Индии лорда Минто, которому и рассказал о талантливом молодом человеке с острова Пинанг.

В это время Раффлз, будучи в отпуске, сидел в архивах города Малакки, изучая историю и обычаи региона. Именно здесь он загорелся идеей создать британский порт в Малайском архипелаге, составил аналитический проект и обосновал в нем необходимость активного присутствия Британии в Индокитае.

Аргументов тому было более чем достаточно: Малаккский пролив действительно имел важное стратегическое значение. Обосновавшись в его водах, Британия обеспечивала безопасное прохождение своих судов в Китай, рынок которого манил англичан с давних времен.

Один экземпляр своего проекта Томас отправил в Лондон, другой — Лейдену с просьбой лично передать его лорду Минто. Генерал-губернатор сразу одобрил идею, а Лейден, в свою очередь, организовал личную встречу Раффлза с лордом Минто. После нее в 1810 году Раффлз занял высокий пост губернатора Малайи, на котором он должен был в сжатые сроки разработать план обоснования британцев на Малайском архипелаге, и прежде всего подготовить захват острова Ява.

Нужно было спешить. Совет директоров Ост-Индской компании рассматривал новые проекты въедливо и долго. Пользуясь тем, что новости с Востока доходили до Лондона через 6 месяцев, лорд Минто решил рискнуть и без необходимых инструкций осуществить новую экспансию в Индокитае.

Избрав своей резиденцией город Малакку, Раффлз подготовил план захвата Явы и собрал будущую администрацию. Именно тогда в его штат попал Абдуллах Бин Абдулкадир Мунши, выходец из малайской купеческой семьи, первый малайский писатель-просветитель, оставивший очень теплые воспоминания о своем патроне. Английский колониализм всегда стремился создать преданную ему национальную элиту.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь на полной мощности Жизнь на полной мощности

Управление энергией – ключ к высокой эффективности, здоровью и счастью

kiozk originals
Зачем мы дружим? Зачем мы дружим?

В чем смысл дружбы, как она строится и так ли она идеальна?

Psychologies
Пирамида маслом Пирамида маслом

Как выглядели последние годы Сергея Мавроди

Esquire
Королевство кривых зеркал Королевство кривых зеркал

Когда недовольство внешностью пора лечить

VOICE
Ла‑ла-вуд Ла‑ла-вуд

Как «Вавилон» Дэмиена Шазелла фальсифицирует голливудский миф

Weekend
Как выдерживать критику на работе: 4 подсказки для женщин — советы бизнес-коуча Как выдерживать критику на работе: 4 подсказки для женщин — советы бизнес-коуча

Как реагировать на критику, не теряя при этом уверенности в себе?

Psychologies
Почему мужчины не любят говорить о своих чувствах? Почему мужчины не любят говорить о своих чувствах?

Как избавить партнера от страха признаваться в чувствах?

Psychologies
От ударницы труда до бунтарки: как менялись героини российского кино От ударницы труда до бунтарки: как менялись героини российского кино

Как менялись гендерные стереотипы и как они находили отражение в российском кино

Forbes
Вернуться в большой секс: как побороть страх после долгого перерыва — разбор с психологами Вернуться в большой секс: как побороть страх после долгого перерыва — разбор с психологами

Как преодолеть кризис и вернуть удовольствие от секса?

Psychologies
Принтеры и МФУ – что выбрать для дома? Решаем задачи малой домашней печати Принтеры и МФУ – что выбрать для дома? Решаем задачи малой домашней печати

Иметь дома устройство для печати очень удобно. Что предлагает рынок оргтехники?

Цифровой океан
Загробные миры, которым позавидуют христианский рай и ад Загробные миры, которым позавидуют христианский рай и ад

Предлагаем варианты нескучной загробной жизни на любой вкус

Maxim
Нашей лепки Нашей лепки

Пельмени – визитная карточка русской кухни

Лиза
Охота за микробами в масштабе всей страны Охота за микробами в масштабе всей страны

В Новосибирске создан крупнейший в стране генетический банк микроорганизмов

Эксперт
Владимир Коренев: о поворотах судьбы, дружбе с Гагариным и любви всей его жизни Владимир Коренев: о поворотах судьбы, дружбе с Гагариным и любви всей его жизни

Про Ихтиандра я узнал в детстве — от своего дяди. Абсолютно слепого

Караван историй
Заправочный пистолет АЗС оказался значительно грязнее, чем зарядное устройство электромобилей Заправочный пистолет АЗС оказался значительно грязнее, чем зарядное устройство электромобилей

Общественные зарядные станции чище, чем бензоколонки. И вот как это выяснилось.

4x4 Club
Вам письмо: как компании увольняют сотрудников по электронной почте Вам письмо: как компании увольняют сотрудников по электронной почте

Добро пожаловать в эпоху цифровых уведомлений об увольнении

Forbes
День, когда мы идем друг к другу: почему важно праздновать 14 февраля День, когда мы идем друг к другу: почему важно праздновать 14 февраля

Попробуем разобраться, зачем нам вообще нужен день святого Валентина

VOICE
Папа Карло и его команда Папа Карло и его команда

«Команда генерала»: история «свинцовых 70-х», рассказанная 40 лет спустя

Weekend
Здоровый интерес: как традиционная китайская медицина сохраняет свою популярность Здоровый интерес: как традиционная китайская медицина сохраняет свою популярность

Жители Китая привыкли лечить то, что еще не болит

Вокруг света
Лови ритм Лови ритм

История о том, как электричество заставляет сердце биться

N+1
Вместе веселей: 7 животных, которые проводят время в тесной компании соплеменников Вместе веселей: 7 животных, которые проводят время в тесной компании соплеменников

В жизни многих видов животных есть моменты, когда они вступают в «колхоз»

Вокруг света
Нобелевка по-русски: как в России появилась первая частная премия для ученых Нобелевка по-русски: как в России появилась первая частная премия для ученых

Заслуга в учреждении премии для ученых принадлежит представителю семьи Демидовых

Вокруг света
«Не давайте отношениям с абьюзером второго шанса»: история одного расставания, рассказанная год спустя «Не давайте отношениям с абьюзером второго шанса»: история одного расставания, рассказанная год спустя

Если мы прощаем абьюзера, то даем второй шанс продолжению насилия

Psychologies
Недалеко от алтаря средневековой английской церкви нашли останки больной сифилисом затворницы Недалеко от алтаря средневековой английской церкви нашли останки больной сифилисом затворницы

Археологи обнаружили захоронение женщины 30–50 лет, умершей в XV–XVI веке

N+1
Инженеры создали датчик с эффективностью 200% - как это вообще возможно? Инженеры создали датчик с эффективностью 200% - как это вообще возможно?

Датчик, преобразующий свет в электрический сигнал с поразительной эффективностью

ТехИнсайдер
ТОП-5 упражнений для похудения ТОП-5 упражнений для похудения

Упражнения для похудения всего тела лучше выполнять в рамках комплекса

Лиза
Черта характера или психическое заболевание: в чем разница? И когда бежать к психиатру? Черта характера или психическое заболевание: в чем разница? И когда бежать к психиатру?

Где граница, за которой вместо психолога пора уже обращаться к врачу-психиатру?

Psychologies
Между нами тает лед Между нами тает лед

Фигуристки Алина Загитова и Анна Щербакова – о дружбе и конкуренции

VOICE
Ищут давно, но не могут найти: 7 утраченных картин и скульптур, находка которых станет сенсацией Ищут давно, но не могут найти: 7 утраченных картин и скульптур, находка которых станет сенсацией

Пропавшие полотна великих мастеров, найти которые мечтают многие искусствоведы

Вокруг света
«Одной левой»: как мужчина с церебральным параличом стал успешным писателем, художником и настоящим сердцеедом «Одной левой»: как мужчина с церебральным параличом стал успешным писателем, художником и настоящим сердцеедом

Своим примером Кристи Браун доказал, что у таланта нет границ!

ТехИнсайдер
Открыть в приложении