Оппозиционно-вызывающее расстройство: ярлык или диагноз?
В последнее время трудным детям стали ставить «модный» диагноз — оппозиционно-вызывающее расстройство. Психотерапевт Эрина Уайт утверждает, что это не более чем современная «страшилка», которой удобно объяснять любое проблемное поведение. Этот диагноз пугает многих родителей и заставляет их опустить руки.
Как отмечает психотерапевт Эрина Уайт, в последние годы все больше родителей беспокоятся, что их ребенок страдает оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР). Согласно определению Американской психиатрической ассоциации, ОВР проявляется в гневливости, раздражительности, упрямстве, мстительности и вызывающем поведении.
Как правило, родители признаются, что учитель или семейный врач заявил, что у их ребенка может быть ОВР, и когда они почитали описание в интернете, то обнаружили, что некоторые симптомы действительно совпадают. Они растеряны и встревожены, и это вполне понятно.
Ярлык ОВР, навешенный «доброжелателями», заставляет матерей и отцов думать, что их ребенок опасно болен, а сами они — никудышные родители. Кроме того, такой предварительный диагноз мешает разобраться, откуда взялась агрессия и как устранить поведенческие проблемы. Плохо при этом всем: и родителям, и детям. Между тем ОВР — это не что иное, как распространенная «страшилка», которую можно одолеть.
В первую очередь необходимо избавиться от «позорного» клейма. Кто-то заявил, что у вашего ребенка ОВР? Ничего страшного. Пусть говорят что угодно и даже считаются экспертами, это не значит, что ребенок плохой. «За двадцать лет практики я ни разу не встречала плохих детей, — говорит Уайт. — На самом деле большинство из них время от времени ведут себя агрессивно или вызывающе. И с вами тоже все в порядке, вы нормальные родители. Все будет хорошо — и у вас, и у ребенка».