Опасные вещи, которых боялись в Советском Союзе
Светящиеся ковры с изображением Мао Цзэдуна и другие советские городские легенды.
Городские легенды столетней давности на первый взгляд вещь хоть и развлекательная, но бесполезная. На второй — тоже. А на третий оказывается, что они всегда имеют историческую подноготную. Авторы книги «Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР», фольклористы и антропологи Александра Архипова и Анна Кирзюк вспомнили главные советские страхи и объяснили, какие исторические события в них виновны. А мы отобрали для тебя самые интересные.
Светящиеся китайские ковры
Была такая городская легенда — будто китайцы вышивают на настенных коврах фосфоресцирующими нитками своего любимого вождя Мао Цзэдуна почему-то в гробу и со свечой в руках. При свете, естественно, ничего видно не было, а ночью Мао начинал светиться, чем до смерти пугал советских покупателей ковров. В прямом смысле до смерти — люди якобы умирали от инфаркта. Если человек попадался крепкий и умирать от инфаркта не хотел, Мао приходилось вылезать из ковра и отправлять его на тот свет самому.
Легенда родилась из-за боязни так называемой «китайской угрозы». Про китайцев слухи ходили давно и самые разные. Что якобы китайская диаспора в 20-х разное нехорошее мясо на рынках продавала и из разных нехороших отходов мыло варила. Очень в духе Санкт-Петербурга. А после пограничного конфликта с КНР на острове Даманском народ и вовсе всерьез готовился к войне.
Красивая, насыщенная в художественном плане легенда нам, честно говоря, очень понравилась. Ничего подобного в наше время уже не придумывают. Максимум, чем располагает современный фольклор, байки про Обаму и подъезды. Что, согласись, и рядом не стоит с Мао в гробу.
Тетрадки к столетию смерти Пушкина
Еще одна дивная городская сказка. В 1937 году в стране советов широко отмечали столетие со дня смерти Александра Сергеевича. Чтобы как-то вписать поэта буржуазной культуры в советскую действительность, устраиваются чтения и выпускаются красивые тетради солидным тиражом в 200 миллионов экземпляров. На обложках тетрадей красуются портрет поэта и иллюстрации Крамского и Васнецова к его поэмам.