Он покорил Монако и Везувий. 114 лет первому российскому серийному авто
8 июня исполнилось 114 лет первому российскому автомобилю «Руссо-Балт». Как Российская империя стала лидером мирового автопрома. Разбираемся в истории «Руссо-Балт»
Ровно 114 лет назад, 8 июня (26 мая по старому стилю) 1909 года, на заводе в Риге был выпущен первый российский серийный автомобиль. Машина получила название «Руссо-Балт» С24 и уже через несколько лет она стала известна не только в России, но и по всему миру. Autonews.ru собрал главные факты о первом серийном российском автомобиле, который оставил позади своих зарубежных конкурентов.
От ж/д вагонов до первого автомобиля
До начала выпуска первого серийного автомобиля акционерное общество «Русско-Балтийский вагонный завод» — РБВЗ — занималось производством в Риге железнодорожных вагонов, трамваев и различной сельхозтехники. Однако из-за тяжелого финансового положения к концу первого десятилетия ХХ века руководству пришлось искать новые пути развития своего предприятия. В результате в 1908 году у РБВЗ появляется собственный автомобильный отдел, руководителем которого стал Иван Фрязиновский.
Компанию ему в новом проекте акционерного общества составил 26-летний швейцарец Жюльен Поттера, который к тому времени уже успел поработать в Бельгии на местном автомобильном концерне Fondu и спроектировал там шесть моделей. Утверждается, что переманить иностранного специалиста Русско-Балтийский вагонный завод смог с помощью более высокой заплаты и обещания творческой независимости для инженера. Еще одним конструктором автомобильного подразделения РБВЗ стал Дмитрий Бондарев, который попал туда после окончания Харьковского технологического института.
«Построенный на Русско-Балтийском вагонном заводе автомобиль на днях совершил пробную поездку, которая дала очень хорошие результаты. Этот автомобиль гоночной системы имеет 24 л. с. и будет участвовать в предстоящих автомобильных гонках Петербург — Рига. Это первый случай постройки автомобиля не только в Риге, но и в России», — писала газета «Рижская жизнь».
Иностранные комплектующие и технические характеристики
Первые «Руссо-Балты» С24/30 собирали из деталей иностранного и российского производства. При этом Жюльен Поттера абсолютно не стеснялся применять на автомобилях конструкторские решения, которые он опробовал еще в Бельгии. Так, шасси автомобиля практически полностью было позаимствовано у бельгийских Fondu. В движение машину приводил четырехцилиндровый нижнеклапанный двигатель рабочим объемом 4,5 л. Мощность агрегата составляла 30 л.с. Позже отдачу агрегата увеличат до 40 л.с. Также автомобиль получил механический ручной тормоз, французский карбюратор Zenith, трехступенчатую коробку