«Он еще не готов»: как родители помогают и мешают ребенку заниматься спортом
Для всех детей очень важно, как родители относятся к их занятиям. Это всегда влияет на старательность и успехи. Как не отбить у ребенка интерес к спорту? Как помочь себе и ему получать удовольствие от процесса? Мы говорим об этом с психологом Антоном Анпиловым.
Мы много говорим о пользе спорта для детей, в частности, для детей особенных. Он развивает двигательные способности и не только, помогает двигаться вперед. Тренировки повышают успеваемость, коммуникативные навыки.
Действительно, его польза очевидна для взрослого. Но не для ребенка. И кто, как не родитель, может сделать конкретной, объемной, понятной эту пользу? Важно все: его отношение к занятиям ребенка, заинтересованность, желание помочь.
В процессе физической активности участвуют трое: сам ребенок, специалист и родитель. Каково же место последнего в этой команде, особенно если речь идет о детях с физическими ограничениями?
Наполнить смыслом процесс обучения
Для ребенка польза спорта абстрактна. Вроде бы он понимает, что надо наклоняться, отжиматься, поднимать руки. Но зачем ему это делать? Что значит: «Занимайся, и у тебя будет прямая спина»?
А вот вполне конкретные боль и усталость после тренировки он чувствует. Есть и другие занятия, которым он хотел бы уделить время, — рисование, компьютер, прогулка. Родители способны показать ребенку, в чем смысл его физической активности. Показать своей последовательностью, заинтересованностью, верой в него и в тренера.
Ребенок, в том числе особенный, крайне зависим от взрослых. Если родитель интересуется, какие возникают трудности, что нужно для занятий, радуется достижениям — это создает здоровый и продуктивный климат, в котором ребенок чувствует внимание взрослого и сам включается в процесс. И этот процесс занятий спортом — неважно, каким — становится значимым для него.
Если же родитель сомневается в методах, в промежутках между тренировками отзывается неуважительно о том, как они построены, говорит, что не понимает ничего в том, что происходит на занятиях, сам не осознает их пользы, ребенок пропитывается таким подходом и тоже ничего делать не хочет.