«Если чувствую, я делаю»
27 декабря в прокат выходит военная драма «Т-34». Исполнительница одной из главных ролей Ирина Старшенбаум рассказала ОK!, как важно ценить внутреннюю свободу и уметь отпускать то, что не твое
На съемке ОK! вас стилизовали под парижанку, а в новом фильме Алексея Сидорова «Т-34» я видела вас в платке и гимнастерке — конечно, контраст огромный. Но вам всё идет.
Я сама полностью фильм еще не видела. Там столько материала, линий, сцен. Интересно посмотреть, что из всего этого получилось.
Расскажите, о чем история?
О «Т-34» мне тяжело говорить. Для меня война в принципе и та история, которую снимали мы, — это то, что невозможно объяснить. Понятно, что это экшен. С танками. Действие происходит в военные годы. Наверное, в двух словах можно сказать, что это фильм о преодолении. Но это как-то высокопарно. А по-вашему, о чем «Т-34»?
Мне тоже сложно сформулировать в двух словах. Впечатление еще очень свежее, но вас такой хрупкой и ранимой я еще не видела. Эта роль вам близка?
Суть героини «Т-34» — женская, материнская даже, нежность. Женщина на войне — эта тема мне была интересна. «Дневник Анны Франк», «У войны не женское лицо» Алексиевич... Я прочла много книг о войне, в которых главные персонажи — женщины, чтобы понять женское отношение к войне. Это отдельный пласт, очень интересный, страшный и временами жестокий. В какой-то момент поняла, что больше не могу об этом читать, говорить, смотреть. Я дошла до какого-то предела, перерабатывая это ощущение, и выдохнула после того, как съемки закончились. Режиссер фильма Алексей Сидоров хотел, чтобы я в «Т-34» максимально ушла от себя. Поэтому у меня там даже цвет глаз другой. Мне понравилось, что он видит в актерах не фактуру, а человека, с которым работает.
Как он вас нашел?
Алексей уже был со мной знаком: какое-то время назад он хотел делать исторический сериал, и я туда пробовалась. В итоге с сериалом не сложилось, точно не знаю, почему, но он пригласил меня в свой следующий проект «Т-34». Саша тоже пробовался. После первых проб был долгий процесс совместного кастинга, потому что Алексей не хотел повторять кастинг Фёдора Бондарчука. Алексей — человек взрослый, своенравный, очень сильный режиссер. Конечно, для такого, как он, это непривычная ситуация.
Кого первого утвердили — Добронравова, Петрова или вас?
Про Витю не знаю. Но знаю, что у Саши, когда он пробовался первый раз, была забавная история. Ему не понравились его собственные пробы, и он понимал, что с этим надо что-то делать, потому что роль очень нравилась. И тогда Саша попросил меня подыграть ему. Я сказала: «Конечно, не проблема».
Вас тогда еще не утвердили?
Нет. Я была настолько вне ситуации, что искренне пошла ему подыграть. Это были первые совместные пробы, принесенные в компанию «Марс Медиа», и первые, которые увидел Алексей Сидоров. Насколько я знаю, он сначала никак это не прокомментировал и продолжал пробовать на эту роль других ребят. Но в итоге остановился на Саше. После этого нужно было искать ему другую девушку, потому что из нас двоих взять нужно было кого-то одного. Это была странная ситуация. Проходили месяцы, что-то менялось, и в конце концов утвердили другую девушку. А за день до съемок раздался звонок — Алексей принял решение взять меня. (Смеется.)
Вы хотели эту роль?
Я запретила себе об этом думать, поскольку это действительно была не моя история. Я не привыкла брать не свое, насиловать ситуацию, Вселенную. А потом, когда поняла, что вокруг происходят какие-то странные вещи, идут какие-то разговоры, всё как-то выстраивается вокруг этого фильма, подумала, надо браться.
Уметь отпускать — редкое качество у актеров.
Я умею. Были случаи, когда я очень хотела, но меня не утверждали. А потом, уже когда смотрела кино, понимала: это совершенно не моя роль! После пары таких ситуаций я научилась отпускать. Если это не твое, никогда в жизни не нужно переживать и пытаться жестко влиять на то, что происходит в пространстве. И в этот раз, когда Сашу утвердили, я подумала, это идеально. Было забавно, когда Алексей изменил свое решение. Он не из тех, кто сдержанно выбирает, опрашивая всех на свете. В нем есть такая классная спонтанность, когда ты в последний момент принимаешь решение, которое что-то может изменить в твоей жизни.