Охота без пороха: всё, что нужно знать о пневматическом оружии
Стоимость выстрела из пневматического оружия гораздо ниже, чем из огнестрельного. А удовольствие от тихого и легкого выстрела – не меньше, чем от громкого и сногсшибательного.
Жителям нашей страны, знакомым с пневматикой в основном по 5-метровым парковым тирам с незабвенными Иж-38, трудно представить, как можно охотиться с этими детскими игрушками на кого-нибудь крупнее и злее таракана. И они правы, с этим «чудом» ни на что большее рассчитывать и не приходится. Ситуация достаточно странная: в России сильнейшая оружейная школа, а вот пневматическое оружие наши лучшие конструкторы почему-то всегда обходили стороной. Поэтому «в серию» ничего особо интересного не шло. Ссылки на технологическую отсталость тоже несостоятельны: делали вещи и посложнее. А может быть, не было спроса, вот и предложение не родилось? Но конструкторы-изобретатели обладают привилегией формировать спрос на несуществовавшие до них возможности.
С недавнего времени все изменилось. Возможностей узнавать, что происходит в мире, стало несравненно больше, и в России стали появляться неслыханные до сих пор штуковины.
Дворянские хроники
Так уж случилось, что практически единственное упоминание пневматики большой мощности в мировой литературе — это несколько строк у Конан Дойля про мастера, который делал пневматические ружья для бесшумной стрельбы револьверной пулей. Из такого ружья полковник Себастьян Моран разнес голову восковой кукле Шерлока Холмса. Правда, описанная в рассказе почти полная бесшумность — скорее всего, фантазия автора. Чудес не бывает: мощная пневматика бабахает довольно громко (хотя и тише, чем огнестрел).
В действительности пневматическое оружие появилось более чем за 200 лет до описанных событий, в XVII веке. В то время еще не было никаких револьверов и даже унитарных патронов, поэтому ружья были рассчитаны на обычные для того времени калибры — 10−20 мм. Шаровидные пули весили в среднем от 8 до 20 г, а стрельба велась на дистанции 30−60 м.
Оружие этого типа имело резервуар со сжатым до 30−70 атмосфер воздухом. Сам резервуар обычно делался сменным, и одной заправки хватало на 5−25 выстрелов постоянной мощности. Воздух забивался в резервуары ручными насосами, имеющими две ступени: сначала поступал из рабочего цилиндра большего диаметра в цилиндр малого диаметра — тонкую трубку, и уже там сжимался поршнем до высокого давления. Кстати, современные насосы работают точно по такому же принципу. Насос всегда продавался вместе с винтовкой, но никогда не был составной частью оружия. За 300 лет своего существования ручной насос высокого давления получил всего два основных улучшения: добавилась третья ступень сжатия, и кожаные уплотнения заменили на полимерные. В результате «руками» можно теперь создавать давление в газах вплоть до 300 атм.
Преимущества пневматики перед огнестрельным оружием на охоте в то время были неоспоримы. Во-первых, можно было очень быстро произвести несколько выстрелов подряд. Во-вторых, стрелять можно было при любой погоде (а порох на затравочных полках огнестрельного оружия в ливень мгновенно промокал). В-третьих, после выстрела не образовывалось плотное облако дыма, так что можно было сразу видеть результат. Объектами охоты были птицы и звери весом до 50−70 кг.
Широкого распространения пневматическое оружие не получило из-за своей высокой стоимости. Доступно оно было только весьма состоятельным людям, поэтому рассказы об охотничьих трофеях, добытых с помощью пневматики, часто встречаются в хрониках европейских дворян.