Россия и мир | Коллизия
Такой турист им не нужен
Новость шокирует: мэр Барселоны Ада Колау назвала важнейшей задачей сокращение турпотока. Как так? Туризм — ведущая отрасль Испании, города тратят десятки миллионов евро на привлечение гостей из-за рубежа. А тут — от ворот поворот, да еще в сезон, когда отпускная «лихорадка» в разгаре. Чем это вызвано и что значит для отдыхающих из России, выяснял «Огонек»
Барселона встречает испепеляющей жарой. На пляже столпотворение, упасть негде даже не яблоку — вишневой косточке. Правда, вода еще не прогрелась, и у берега плещутся лишь англичане — их от местной публики отличает закалка и абсолютное отсутствие загара.
Плещутся они чинно, я бы сказал, даже чопорно. Глядя на бледнолицых представителей туманного Альбиона, я и представить не мог, что вечером увижу совсем другие сцены с их участием.
Дело было уже за полночь, когда меня разбудил донесшийся с улицы шум и пьяные голоса. На перекрестке с десяток крепко принявших на грудь британских парней обступили двух пышных блондинок, выяснявших отношения. Они явно подзуживали соотечественниц поскорее перейти от ругани к драке. Вели себя при этом гости предельно раскованно: справляли нужду здесь же, посреди города, со звоном били бутылки о мостовую...
— Весело вы здесь живете! — посочувствовал я наутро приятелю, живущему в Каталонии.
— А что делать — «turismo barato» молодеет на глазах,— ответил тот.— Раньше во все тяжкие пускалась молодежь лет 20–25, сейчас — 17-летние акселераты. Без присмотра родителей у них такой креатив просыпается…
Пьяное нашествие
«Тurismo barato» («дешевый туризм) — так в местной туриндустрии деликатно называют поток молодых путешественников, которые едут на отдых в Испанию, не имея за плечами ничего, кроме рюкзака и спального мешка. Жители Барселоны такой туризм называют не иначе как «пьяный». Практикуют его в основном школьники старших классов, студенты или просто молодые бездельники. Они не ночуют в гостиницах, не ходят в кафе, рестораны. Как правило, снимают вскладчину дешевые квартиры, где и устраивают «круглосуточную дискотеку». Город от таких гостей имеет одни убытки: загаженные скверы, замусоренные пляжи и колоссальные траты на охрану правопорядка.
Важно подчеркнуть — речь не о туризме эконом-класса: есть люди с небольшим достатком, которые копят на то, чтобы увидеть мир, и такой подход имеет право на существование. Барселона и ряд других городов Испании страдают от другого: у вырвавшихся на уикенд великовозрастных деток со всей Европы от тепла и дешевого алкоголя сносит крышу. Жители города не успевают выкладывать в интернет ролики с шокирующими выходками. Один из хитов — три шалопая из Италии средь бела дня бегают по городу в чем мать родила, пытаясь заскочить в магазины — привел к массовому протесту.
При этом на причале в порту по-прежнему красуются впечатляющие яхты солидных гостей, а по кафе и магазинам видно, что посещают город люди самого разного достатка. Но пьяный молодняк бросается в глаза — своим внешним видом и выходками. Мало кто представлял, до каких масштабов дойдет, когда бренд «Барселона» раскручивали накануне Олимпийских игр 1992 года: мощная кампания тогда сделала столицу Каталонии одним из самых узнаваемых городов мира. К Олимпиаде, напомним, возвели новые отели, проложили скоростные автострады, а главное — заново отстроили аэропорт Эль-Прат.
Это и стало точкой отсчета: мощная кампания по раскрутке нового еврокурорта совпала с появлением бюджетных авиаперевозчиков, а недозагруженный после Олимпиады аэропорт Эль-Прат стал для лоукостеров «землей обетованной». Цены были смешные: 30 фунтов из Лондона до Барселоны и обратно. Солнце и море бесплатно прилагались к билету.
Весть о том, что поездка на два-три дня в знойную столицу Каталонии стоит дешевле ужина в ресторане, мигом облетела Европу. Да и в рекламных проспектах Барселона в ту пору позиционировала себя как тусовочное место для молодых и продвинутых. Этакий праздник «нон-стоп» вроде Ибицы, да еще с «культуркой» — памятниками и достопримечательностями.
Эффект превзошел ожидания: молодежь, не обремененная ни деньгами, ни тактом, повалила толпами. В какой-то момент барселонцы поняли, что просто задыхаются в объятиях этих бесцеремонных гостей. Выражаясь языком специалистов, стало ясно: модель массового туризма, взятая на вооружение два десятка лет назад, себя изжила. И что же взамен?
— Теперь мы хотим видеть в нашем городе других туристов,— прямо говорит «Огоньку» представитель городского совета Барселоны по туризму Монтсе Планас. И расшифровывает:— Интеллигентных, воспитанных, интересующихся историческими памятниками и культурными традициями Каталонии.
Звучит замечательно. Но если посмотреть на сайте горсовета по туризму, какие именно культурные мероприятия и гастрономические изыски предлагают желанным сегодня гостям, становится ясно: гости должны быть не только более благовоспитанными, но и куда более состоятельными.