Как в РПЦ сложилась вертикаль власти и почему до сих пор не действуют реформы

ОгонёкОбщество

Россия и мир | Тема номера

Соборное отсутствие

Сто лет назад в Москве начал работу поместный собор Православной российской церкви, который в контексте драматических событий 1917-го выглядел как еще одна революция. Но ее исход был печален: собор разогнали большевики, делегатов расстреляли и чуть ли не единственным решением, которое было проведено в жизнь, стал возврат патриаршества. Церковь получила единоначалие, которое за прошедшие сто лет укрепилось настолько, что впору говорить о властной церковной вертикали. Все остальные реформы, которые должны были сделать церковную и приходскую жизнь более духовной, осмысленной и современной, были похоронены. И сегодня даже простое их перечисление звучит как либеральный демарш. Не в этом ли причина того, что РПЦ, не реформированная тогда, теперь подвергается постоянным нападкам и критике? «Огонек» попытался понять, актуальна ли сегодня повестка дня столетней давности

Ольга Филина

Церкви было заповедано «узнавать время» еще до того, как размышления над смыслом отдельных дат стали модой. И теперь, раз уж наступил важный для страны юбилей — сто лет 1917 году, как раз от Церкви стоило бы ждать его вдумчивой, основанной на многовековом опыте оценки. Ну, например: что мы ввиду юбилея должны помянуть со скорбью — Февраль и Октябрь или только Октябрь? А что вспомнить с благодарностью? К каким выводам, в конце концов, привели нас сто прошедших, и для большинства россиян не слишком духовных, лет?

На уровне священноначалия, кажется, все проговорено: любая революция — трагедия, новомученики — пример для подражания, а соборность в церкви — высший (читай: недостижимый?) идеал. Проговорено и закреплено на бумаге, достаточно посмотреть «Журнал Московской патриархии»: решено «создать рабочую группу по подготовке программы памятных мероприятий в связи со 100-летием убиения первых новомучеников», «утвердить текст новых служб, посвященных новомученикам», «выпустить 4-й том документов Поместного собора»…

Между тем в обществе (по крайне мере немалой его части) растет недовольство такой лаконичной позицией, которое перерастает в неудовлетворенность и даже подозрение в том, что говорится и пишется не то, что думается, а тем более делается. Ход мысли примерно такой: если революция — трагедия, то можно ли одобрять советские достижения на многочисленных церковно-государственных выставках в Манеже, лишь мельком упоминая об их цене? Если соборность — высший идеал, то где услышать соборный голос Церкви, независимый от оглядки на «государевы приоритеты»?

— Эти и многие другие вопросы задаются с большим жаром,— считает Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.— Что, как ни парадоксально, говорит об одном: интерес к Церкви сегодня куда более живой, чем в 90-е годы. Мы видим не абстрактный запрос на «духовность», а запрос на внятную позицию конкретного общественного института, на принятие им ответственности за слова и дела, за будущее страны. Ввиду бедности нашей политической жизни в целом, зажатости гражданского общества церковная тематика становится отдушиной для обсуждения самых разных тем. Нам очень важно, что и как говорится представителями Церкви, просто потому что количество общественных институтов, где вообще что-то осмысленное может говориться и делаться, чрезвычайно мало. Это, конечно, ставит Церковь в уникальное положение, которым еще нужно суметь воспользоваться.

Сто лет назад Церковь тоже оказалась в уникальном положении: то, что ей веками запрещала миропомазанная царская власть — отказаться от обер-прокурора и провести свой Собор,— одним росчерком пера разрешило эсэровское, временное и, кстати, масонствующее правительство. Тогда, как принято говорить, не хватило времени, хоть была решимость действовать. Сейчас и время вроде бы есть, и кредит доверия не исчерпан, а с решимостью, полагают критики церковной бюрократии, проблемы: будь то исполнение решений Собора или избавление от остатков советского внутри себя.

— Когда Церковь выступает против революции, она справедливо говорит, что революция — зло, потому что привела к невиданному террору и уничтожила саму Церковь,— рассуждает Борис Кнорре, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.— Но часто к этой простой мысли подмешиваются странные оттенки, связанные с общецерковным страхом перед любыми переменами и установкой на охранительство в духе «давайте не раскачивать лодку». Акценты смещаются, и ясного высказывания не получается. Поэтому внятной рефлексии и единой оценки событий столетней давности я попросту не вижу.

Хотя возможна ли она? Если посмотреть, что говорят представители Церкви в СМИ и сами называющие себя «православными» СМИ, обращаясь к 1917 году, то откроется пугающая картина. Да, есть официальная, на весах выверенная позиция, но есть и публицистические высказывания отдельных людей, отстаивающих тезисы, мягко говоря, спорные. Ну, например: «только две политические партии — большевики и монархисты — не участвовали в свержении самодержавия» (телеканал «Спас»), а потому «между Николаем II и Сталиным больше общего, чем между царем и Керенским» (радиостанция «Радонеж»); или: «новым этапом смуты стали события 1991 года и распад СССР, <...> поэтому хотя 1991 год идеологически противопоставляется 1917-му, объективно он является его продолжением» (сайт pravoslavie.ru)…

— В православных СМИ представлены, собственно, три варианта отношения к 1917 году,— рассказывает Алина Гарбузняк, доцент кафедры журналистики МосГУ, ведущий научный сотрудник аналитического центра «Стол.ком», соавтор исследования «Церковь о революции».— Первый — объективистский: была ошибка императора, генерала такого-то, адмирала такого-то, а тут еще экономический кризис — и получился 1917 год, страшная трагедия. Никаких духовных выводов не делается, эта позиция рассчитана на то, чтобы понравиться светским людям в условно либеральных православных СМИ. Второй вариант — историософский, связан со скорбью по «православной империи», которая является высшей ценностью на земле, была разрушена в феврале 1917-го и стала восстанавливаться после Великой Отечественной. Это очень агрессивная позиция, и она часто ретранслируется светскими окологосударственными СМИ. И, наконец, третий — это призыв покаяться за зло советского режима, отказаться от сталинского наследия в управлении Церковью и обратиться к идеям Собора. Эта позиция слышна гораздо меньше первых двух, но то, что она встречается внутри Церкви, дает основания для надежды.

Впрочем, все зависит от установки: что одному — надежда, то другому — повод для опасений. «Православная общественность», несмотря на множество толков о ней, до сих пор является неким «иксом» в российской политической жизни. Толпы людей, которые добровольно, без всякого «подвоза автобусами» выстраиваются в очередь к мощам,— кто они? Борцы за «самодержавие, православие, народность» или люди, так замученные жизнью, что мечтают о любом чуде? Как стало известно «Огоньку», этими вопросами задаются и власти предержащие: во всяком случае, на государственные деньги проводится масштабное исследование — экспертный опрос о потенциале современной РПЦ в мобилизации паствы, привлечении ее к социальным акциям. Видимо, хочется понять, насколько серьезным игроком является этот институт ввиду начавшегося предвыборного цикла.

— Когда мы рассуждаем, что церковь считает то или то, мы не очень хорошо представляем, о каком субъекте говорим,— полагает Дмитрий Гасак, первый проректор Свято-Филаретовского православно-христианского института.— Православных христиан много, но церковного общества как единого организма нет. Более того, его создание всячески пресекается, порой довольно жестко: если вспомнить судьбу наших современников отца Александра Меня, отца Павла Адельгейма, которые, несомненно, были центрами объединения верующих людей, какие-то вещи станут понятнее. Но задача собирания церковной общественности, поставленная еще поместным собором 1917–1918 годов, никуда не исчезает, равно как и задача осмысления своей ответственности в обществе и за общество.

Как считает Сергей Филатов, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», в проработке нашего трудного прошлого у Церкви есть серьезные козыри: она остается последним влиятельным институтом в стране, способным отстаивать антисоветские идеалы. И она же умеет преобразовывать тоску по «царской России» из политической в нравственно-эстетическую — в призыв к восстановлению чести и достоинства человека взамен построения очередной империи. Юбилей 1917-го — хороший повод наконец-то использовать эти козыри.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Улыбаться жизни вместе Улыбаться жизни вместе

Кто сказал, что жизнь – это всегда преодоление?

Psychologies
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет

Октановое число в немалой степени определяет эффективность работы двигателя

РБК
Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме

Инженеры воспроизвели оживший стул без одной ноги и научили его ходить

N+1
Оземпик: чем опасен препарат, который якобы помогает похудеть Оземпик: чем опасен препарат, который якобы помогает похудеть

Так ли безопасен Оземпик и можно ли худеть с его помощью?

Psychologies
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня

О первой форме энергии и, пожалуй, самой активной из них — стихии Огня.

VOICE
Сочувствие парню Месть Сочувствие парню Месть

«Манкимен»: идеальное кино по версии Дева Патела

Weekend
«Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов «Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов

Почему стоит смотреть новый фильм японского режиссера Рюсукэ Хамагути

Правила жизни
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время

Как «убить время» в самолете с пользой?

ТехИнсайдер
Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака

Разбираемся, как перестать нищебродствовать и начать жить

Maxim
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Как подключить телевизор по HDMI Как подключить телевизор по HDMI

Как подключить ноутбук или компьютер к телевизору по HDMI

CHIP
«Эксперт РА» ждет замедления кредитования малого бизнеса и роста просрочки «Эксперт РА» ждет замедления кредитования малого бизнеса и роста просрочки

Рост кредитования малого и среднего бизнеса замедлится, а просрочка увеличится

Forbes
Как устроен бизнес «Авилона» и при чем тут заводы Volkswagen и Hyundai Как устроен бизнес «Авилона» и при чем тут заводы Volkswagen и Hyundai

Как в орбите его группы «Авилон» оказались бывшие заводы Volkswagen и Hyundai?

Forbes
Царевна лягушек Царевна лягушек

Pomodoro, «поедание лягушки» и другие лучшие техники для управления временем

VOICE
О чем не говорят мужчины: 3 самых популярных запроса к психологам О чем не говорят мужчины: 3 самых популярных запроса к психологам

Чем же делятся мужчины с терапевтами?

Psychologies
Эксперт фен-шуй раскрыла секрет гармоничного пространства даже в небольшой студии Эксперт фен-шуй раскрыла секрет гармоничного пространства даже в небольшой студии

Что поможет восстановить гармонию энергий и баланс в квартире-студии

VOICE
Как пережить родительское собрание: 10 полезных советов Как пережить родительское собрание: 10 полезных советов

Почему мы боимся родительских собраний и как минимизировать негатив от них?

Psychologies
На шпильках к звездам: как дизайнер обуви Кристиан Лубутен стал миллиардером На шпильках к звездам: как дизайнер обуви Кристиан Лубутен стал миллиардером

Как туфли с красной подошвой стали золотой жилой для Кристиана Лабутена?

Forbes
Глубокое обучение привлекли к проблеме аномального магнитного момента мюона Глубокое обучение привлекли к проблеме аномального магнитного момента мюона

Нейросеть пригодится в будущих экспериментах повышенной светимости

N+1
«Твоя жизнь — это твоя жизнь». Что делать, если ребенок от первого брака не может встроиться в новую семью своей матери «Твоя жизнь — это твоя жизнь». Что делать, если ребенок от первого брака не может встроиться в новую семью своей матери

Что делать, если дочь не принимает новую семью своей матери

СНОБ
Покровское-Глебово Покровское-Глебово

Памяти Генриха Зиновьевича Иоффе

Наука и жизнь
Какие тайны хранит бирюза Какие тайны хранит бирюза

Полудрагоценный камень бирюза всегда привлекал своей красотой

Зеркало Мира
У молодого поколения мозг больше. Это влияет на развитие слабоумия У молодого поколения мозг больше. Это влияет на развитие слабоумия

Больший размер мозга говорит о здоровье мозга и лучших когнитивных функциях

ТехИнсайдер
«Рушится контакт с миром»: как магическое мышление влияет на наше поведение и чем оно опасно «Рушится контакт с миром»: как магическое мышление влияет на наше поведение и чем оно опасно

Почему магическое мышление стало трендом? Как сохранить здравый смысл?

Psychologies
Байкал, Mon Amour Байкал, Mon Amour

Как живут в западной части Байкало-Амурской магистрали

СНОБ
Открыть в приложении