Россия и мир | Тема номера
С поправкой на веру
То, что еще недавно выглядело экзотикой, сегодня превращается в тренд: чем дальше, тем сильнее на нашу жизнь влияет «религиозный фактор». И не просто влияет, а порой формирует повестку дня — корректирует законопроекты, культурную и образовательную политику, определяет дискурс общественной дискуссии, выводит на авансцену новых героев и ставит под сомнение прежде очевидные, казалось бы, вещи. Проблема «защиты традиционных ценностей» возникает на самых неожиданных уровнях, формируется круг людей, для которых это становится если не профессией, то уж точно ремеслом, создаются неожиданные общественные институты. Безусловно, этим проще заниматься, чем, скажем, решением экономических или социальных проблем. Насколько велик размах явления, пытался оценить «Огонек»
Собеседник «Огонька» — Олег Ефимов, ответственный секретарь межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Государственной думы.
— Олег Владимирович, что представляет собой межфракционная депутатская группа по защите христианских ценностей? И верно ли, что ей уже пять лет?
— Группа в защиту именно христианских ценностей была создана в прошлом созыве: впервые в истории отечественного парламентаризма депутаты объединились по принципу вероисповедания — на первом месте у членов группы тот факт, что они — православные христиане и члены Матери-Церкви, а все остальное — на втором. И таких у нас уже 52 депутата — представители всех четырех фракций — те, кто заявил на сегодняшний день о своем желании соработничать вместе, но это не значит, что другие нехристи и атеисты.
— Как? И коммунисты?
— Глава нашей группы, ее координатор, а также председатель комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Госдумы Сергей Гаврилов — член фракции КПРФ. Коммунисты у нас одни из самых активных в группе. Я давно знаком с их лидером Геннадием Андреевичем (Зюгановым.— «О»): он не только участник, но и активный соорганизатор Всемирных русских народных соборов (ВРНС) уже больше 20 лет. Зюганов сам — православный христианин, храмостроитель, и у него во фракции немало верующих. Пора бы обывателям перестать думать о коммунистах в парадигме атеистических советских времен: нынешние представители этой партии, конечно, придерживаются морального кодекса строителей коммунизма, но многие из них — верующие люди.
— А почему в названии фигурируют «христианские» ценности, а не «православные» или «традиционные»?
— Члены группы в Думе этого созыва — в большинстве православного вероисповедания. Что же до представителей других религий, то пару думских созывов назад депутаты создавали группу, куда входили иудеи, мусульмане, буддисты (Ефимов также был ответственным секретарем той группы.— «О»). Хорошее, на мой взгляд, начинание и не исключено, что мы к нему вернемся, если среди депутатов появится инициатива объединить представителей других традиционных религий.
— А кто может стать членом группы?
— У нас нет жесткого регламента, есть лишь краткое «положение о работе». Стать членом группы несложно: нужно быть депутатом Госдумы и изъявить такое желание письменно или устно. Письменно, конечно, лучше — какое-никакое, но обязательство, хотя бы перед самим собой. Уйти легко — ведь это прежде всего сердечное желание, но пока желающих покинуть наши ряды не находилось.
— А кроме депутатов кто-то участвует в заседаниях группы?
— У нас есть общественный и экспертный советы. СМИ, кстати, любят описывать и показывать наши расширенные заседания с участием представителей Церкви и православной общественности, лидеров традиционных религиозных общин России. Понимаю, что многие наши «трибуны» и «бойцы», готовые в любой момент «стать под ружье» и отстаивать интересы Матери-Церкви, привлекают внимание журналистов. Как, например, те, кто боролись на Торфянке (сторонники строительства храма Казанской Божьей Матери в парке Торфянка.— «О»), активисты «Сорок сороков» (движение в защиту строительства православных храмов, созданное в 2013 году.— «О»), «Царского креста» (движение в соцсетях, борющееся против «искажения жизни царской семьи».— «О»). Православных активистов и организаций много, и они самые что ни на есть разные: есть тихо созидающие и занимающиеся милосердием, а есть «шумные», настоящие «бойцы», прежде всего из числа молодежных объединений, чья поддержка тоже нужна, когда требуется высказать позицию на улице, на площади, отстоять позицию. Среди видных деятелей православных организаций есть и представители научного сообщества, эксперты, архитекторы, музыканты, литераторы и т.д.
— А в качестве кого в заседаниях группы участвуют представители РПЦ?
— Признаюсь: я не люблю аббревиатуру РПЦ, как и другие сокращения — ПК (патриарх Кирилл), ГД (Госдума)... В канцелярских документах Русской православной церкви, например в Отделе внешних церковных связей, где я проработал 8 лет до того, как был делегирован святейшим патриархом в Думу после ВРНС, мы в официальных документах старались писать полностью, без аббревиатур. Так вот не «представители РПЦ», а члены синодальных отделов Русской православной церкви находятся с нами в соработничестве во имя защиты базисных ценностей — замечательная фигура речи, которую в свое время ввел в обиход тогда еще митрополит, а ныне святейший патриарх Кирилл, и которое могло бы стать девизом нашей группы. А может, лучше было бы перенять родовой девиз такого почитаемого мной лично поэта, как Михаила Юрьевича Лермонтова — «Sors mea Jesys». В переводе с латыни это означает «Жребий мой — Иисус» или «Судьба моя — Иисус». Так вот представители синодальных отделов — эксперты и полноправные участники наших заседаний. И мы дорожим их оценкой, потому что Дума сегодня как никогда нуждается в обратной связи с представителями общественности.
— Как часто вы собираетесь?
— Графика у нас нет, не хочется слишком бюрократизировать такое хорошее начинание. Ведь группа, повторюсь,— это прежде всего сердечное объединение людей, близких по духу. Собираемся мы, как правило, в перерывах между пленарными заседаниями Думы (случается, что и в обед) или же на региональных неделях. Интерес СМИ всегда повышенный, редко какое из наших расширенных заседаний обходится без журналистского «скандала», раздутого очередным СМИ: в последний раз, например, недовольство вызвал тот факт, что мы помолились перед началом заседания. Претензии вызвал сам факт того, что депутаты перекрестились и прочли «Отче наш»: мол, мы могли оскорбить чувства атеистов вокруг. Дошло до того, что всерьез рассматривалась возможность внести в регламент работы Госдумы возможность или невозможность молитвы в стенах парламента. По счастью, инициатива заглохла.
— Как происходит выбор темы для заседания группы?
— Случаются личные обращения кого-то из депутатов, а бывает, что берем и то, что является актуальным и злободневным. Мелочей для нас не существует: недавно, например, обсуждали инициативу водрузить на здание Думы мемориальную доску о стоявшем на этом месте крайне почитаемом москвичами (особенно купцами) храме Святой Параскевы Пятницы. Эта церковь была связана с историей патриаршества и с войной 1812 года: изначально воинские мемориальные ценности хранились в ней. А мемориальную доску можно было бы, кстати, сделать интерактивной — в духе времени, снабдить комментариями.
— Организуете ли вы что-то для участников группы вне заседаний?
— Безусловно. У нас были совместные паломничества и выезды. Один из последних — приложение к мощам святителя Николая Чудотворца, которые привозили в Москву.
— Депутатов пустили без очереди?
— Нет, но наша группа получила право на льготный проход на законных основаниях — было очень трогательно, что депутаты привезли своих родителей, детей, больных родственников, инвалидов, среди нас были и престарелые и даже младенцы — словом, все категории, которым и положен проход по льготной очереди или, как получилось с нами, в более короткой.
— Младенцы, инвалиды?
— Депутаты ради такого случая взяли с собой родных и близких — от престарелых родителей (кого-то даже с больничной койки) и до новорожденных.
— А еще где удалось побывать?
— В Высокопетровском монастыре — там Синодальный отдел по образованию и активно работающий с нашей группой митрополит Меркурий. Вместе мы организуем рождественские парламентские встречи. На будущее планируем проехать по московским святыням и добраться до Новоиерусалимского монастыря — он открыт после реставрации. Ездили уже и в Грецию на Афон...
— А как же дамы? У вас же среди членов группы есть представительницы прекрасного пола...
— Они с нами: на сам Афон их, понятно, не пускают, но они молятся на кораблике, плавающем вокруг по морю. Очень трогательное действо: дамы смотрят, вздыхают, молятся, посылают душевный импульс мужьям, которые в этот момент находятся в самом монастыре.
— Вашей группе уже пять лет, но такой яркий персонаж, как Наталья Поклонская, участвовала в заседании только теперь?
— Для меня это нашумевшее заседание было полезно тем, что я наконец-то встретился с ней, что называется, «глаза в глаза», выслушал ее доводы. Как потом выяснилось, это оказалось важно не только для меня, но и для депутатов: мы все убедились в том, что она не городская сумасшедшая и не кликуша, как позволяют себе говорить и писать некоторые СМИ. Есть известная опера Глинки «Жизнь за царя»... Так вот ее название полностью соответствует тому, что испытывает Поклонская.
— Журналисты, посмотревшие «Матильду», так и не поняли, что в фильме такого, из-за чего было ломать копья...