Режиссер Гас Ван Сент — о своем новом фильме и не только

ОгонёкКультура

«Раньше люди не были настолько чувствительны»

В начале августа в прокат выходит новый фильм Гаса Ван Сента «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет». «Огонек» побеседовал с прославленным американским режиссером

Фото: Fa Bobo / Pixsell / Pa Images / ТАСС

«Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» — американский трагикомедийный фильм. В его основе — реальная история Джона Каллахана (1951–2010), карикатуриста из Портленда, изложенная им самим в одноименных мемуарах, которые были изданы еще в 1989 году. 21-летний Джон Каллахан попал в автомобильную аварию по вине водителя, после чего оказался прикованным к инвалидному креслу. Вскоре Джон начал рисовать: особенно ему удавались карикатуры. Он стал публиковаться в портлендской газете Willamette Week. Его стиль — сырой и грубый (он рисовал, держа простой карандаш сразу обеими руками) — отличался специфическим черным юмором. Художник не щадил ни собственной физической ограниченности, ни привязанности к алкоголю; одновременно его работы — это едкая сатира на американские нравы. Гас Ван Сент решил снять фильм о Каллахане еще в 1990-е и даже сам написал сценарий. На Берлинском кинофестивале картина стала зрительским фаворитом, однако призов не получила. «Огонек» поговорил с режиссером, узнав в том числе, от чего зависит успех и провал фильма.

— Как вы узнали о Джоне Каллахане? Вы ведь, кажется, очень давно этой историей заинтересовались…

— Понимаете, это было как раз несложно: дело в том, что Джон был почти моим соседом. Правда, заинтересовался я его судьбой гораздо позже. Вначале я лишь слышал, что какой-то безумец гоняет по улицам на инвалидной коляске. Джон ездил по одному и тому же маршруту, обычно вдоль 21-й и 23-й авеню в Портленде. Такие гонки для него часто плохо заканчивались. Но поскольку жизнь приковала его к инвалидному креслу и кататься на скейтборде или лыжах он не мог, ему приходилось воплощать свои желания таким экстремальным способом. Видимо, по натуре он был и остался искателем острых ощущений. После аварии Каллахан мог двигать лишь руками. В какой-то момент он посвятил себя рисованию карикатур. Его рисунки были вольные, смешные. В них он нарушал всевозможные на тот момент табу, не стеснялся затрагивать самые неловкие темы, в том числе физиологического характера. В 2010 году в возрасте 59 лет он умер. Но я успел с ним лично познакомиться. Проект картины пришел ко мне через покойного уже актера Робина Уильямса. Робин тогда снимался у меня в картине «Умница Уилл Хантинг». Однажды он попросил меня дать ему возможность сыграть биографию одного карикатуриста. Он следил за творчеством Каллахана. Думаю, для Робина Уильямса эта история была личной по нескольким причинам. Во-первых, Уильямс дружил с известным актером Кристофером Ривом, который также стал инвалидом на пике своей славы в результате несчастного случая с лошадью. Наверное, в память о Кристофере Уильямс решил снять свой фильм. Кроме того, как это ни печально, у Робина Уильямса также были проблемы с алкоголем, как и у Каллахана. Вероятно, эта картина должна была стать терапией для Робина. И, конечно, он хотел сыграть в ней главную роль. К сожалению, он не дожил до этого момента. Видите, в результате эта история связана для меня с памятью сразу о нескольких людях, которые мне дороги. И снять ее — это уже было что-то вроде моего долга.

— В результате главная роль досталась Хоакину Фениксу. Как проходили съемки?

— Как я уже сказал, до смерти Каллахана у нас была возможность с ним общаться. Он знал, что мы хотим снять о нем фильм, но не хотел контролировать процесс. Более того, он предпочитал оставаться на дистанции, следил за нами издалека. Вероятно, хотел, чтобы мы добавили к его истории собственные фантазии. Иногда мы заходили к нему домой, к нашему приходу он обычно рисовал карикатуры; иногда мы обменивались фразами. Подготовка в основном состояла из обсуждения книги, автобиографии Каллахана, которая легла в основу картины. У Хоакина была своя манера работы со сценарием. Он брал книгу, фломастеры и членил текст разными цветами, а затем покрывал поля книги своими пометками. Что он там писал, никто разобрать не мог. Но Хоакин очень организован и профессионален, и, я думаю, ему неинтересно, что я думаю по поводу его методов. Да и я привык доверять актерам. В американских школах драмы и актерского мастерства ученикам достаточно толково объясняют, как готовиться к роли. Все они знакомы с методом Станиславского, с детства научены анализировать себя, свое «я», чтобы добраться до сути своих персонажей. Я называю все это театральным методом, хотя он используется и в мире кино. Но на экране все ведь увеличивается — действия, лица… Чрезмерная психологизация образа может сделать картину лишь чрезмерно грубой и подавляющей. Хоакину это тоже известно. Когда мы начали обсуждать сюжет, он просто сказал мне,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Протокол или жизнь. Как внутренние регламенты Минздрава мешают врачам лечить пациентов Протокол или жизнь. Как внутренние регламенты Минздрава мешают врачам лечить пациентов

Проследили, как развивалась ситуация вокруг пересадки почек маленьким детям

СНОБ
Чтобы добиться успеха, вам нужны 5 качеств, которые есть у Джеффа Безоса, Илона Маска и Билла Гейтса Чтобы добиться успеха, вам нужны 5 качеств, которые есть у Джеффа Безоса, Илона Маска и Билла Гейтса

Как развить в себе пять важных черт характера, которыми обладают успешные люди

Inc.
«Дело жизни – печь!» «Дело жизни – печь!»

Что влияет на калорийность десерта и в чем секрет маложирного крема

Худеем правильно
9 художников, которым проблемы со здоровьем не помешали добиться успеха 9 художников, которым проблемы со здоровьем не помешали добиться успеха

Художники, которых жуткие заболевания не остановили на творческом пути

GQ
«Королева TikTok»: чем знаменита и на чём зарабатывает 16-летняя Чарли Д'Амелио, первой набравшая 100 млн подписчиков «Королева TikTok»: чем знаменита и на чём зарабатывает 16-летняя Чарли Д'Амелио, первой набравшая 100 млн подписчиков

Годовой заработок тиктокерши Чарли Д'Амелио оценивают в $4 млн

VC.RU
Почему мы продолжаем отношения, которые давно пора закончить? Почему мы продолжаем отношения, которые давно пора закончить?

Причины, по которым мы остаемся в отношениях, которые нам не нужны

Cosmopolitan
Мартин Лютер Мартин Лютер

Бунтарь в эпоху потрясений

kiozk originals
Не работают колонки на компьютере: что делать, если нет звука Не работают колонки на компьютере: что делать, если нет звука

Почему не работают колонки?

CHIP
Софья Эрнст: «При встрече с сильным соперником думаю, как превратить его в соратника» Софья Эрнст: «При встрече с сильным соперником думаю, как превратить его в соратника»

Софья Эрнст рассказала, как обычно реагирует на появление сильного соперника

Grazia
Отрывок из книги Светланы Алексиевич «Время секонд хэнд» Отрывок из книги Светланы Алексиевич «Время секонд хэнд»

Отрывок из книги «Время секонд хэнд» — о страдании и мужественности

TJ
Книгоходовочка Книгоходовочка

Тур по самым выдающимся книжным магазинам мира

Elle
Почему смеяться над властью снова становится страшно Почему смеяться над властью снова становится страшно

Каждый десятый россиянин, как выясняется, не решается шутить о политике в сети

СНОБ
Игра протоколов Игра протоколов

Татьяна Алешичева о трех главных женщинах Британии 1980-х

Weekend
Уроки демократии за высокий прайс: что мы узнали из нашумевших мемуаров Барака Обамы Уроки демократии за высокий прайс: что мы узнали из нашумевших мемуаров Барака Обамы

Отрывок из книги «Земля обетованная» — мемуаров 44 президента США Барака Обамы

Esquire
«В общении рождается энергия» «В общении рождается энергия»

Ольга Сыроватская — об амбициозных планах и любви к жизни

OK!
10 фактов о Нобелевской премии 10 фактов о Нобелевской премии

27 ноября 1895 года Альфред Нобель подписал знаменитое завещание

Maxim
Лишний билетик Лишний билетик

Объясняем, как вернуть купленный билет и не потерять при этом деньги

Лиза
Сладкая несладкая жизнь Сладкая несладкая жизнь

Учёные нашли ещё одно доказательство негативного влияния сахара на наше здоровье

Здоровье
Фарш энтузиасток Фарш энтузиасток

Те, кто освоил рыбные фрикадельки, могут претендовать на гастрономические лавры

Огонёк
Как написать идеальное био для дейтинг-приложения: 5 главных нюансов Как написать идеальное био для дейтинг-приложения: 5 главных нюансов

Готовая формула успеха в дейтинге

Playboy
Прорицатель или симулянт: 6 сугубо научных фактов о Нострадамусе, которых вы могли не знать Прорицатель или симулянт: 6 сугубо научных фактов о Нострадамусе, которых вы могли не знать

Кем же был Нострадамус — образованным шарлатаном или все-таки истинным пророком?

Популярная механика
На Мадагаскаре нашли кости странного «зубастого тукана», жившего рядом с динозаврами На Мадагаскаре нашли кости странного «зубастого тукана», жившего рядом с динозаврами

Окаменелость, на которую не обращали внимания, удивила ученых

National Geographic
Андрей Житинкин. Перемена участи Андрей Житинкин. Перемена участи

Артист пойдет на любую провокацию, любой сложный ход ради успеха

Караван историй
Мечты сбываются Мечты сбываются

Известные люди рассказывают о том, что хорошего случилось с ними в 2020 году

Домашний Очаг
Стив Фуллер: «“Государство 2.0” будет киборгом, но человек все равно останется неотъемлемой частью политического процесса» Стив Фуллер: «“Государство 2.0” будет киборгом, но человек все равно останется неотъемлемой частью политического процесса»

Интервью со Стивом Фуллером, известным британским социологом

Эксперт
Ювелир Илья Клюев — о рынке бриллиантов в России Ювелир Илья Клюев — о рынке бриллиантов в России

О борьбе за бриллианты отечественного производства

РБК
Почему мясо нельзя с хлебом, а кофе с молоком, или Что мешает усвоению питательных веществ? Почему мясо нельзя с хлебом, а кофе с молоком, или Что мешает усвоению питательных веществ?

Как избежать дефицитных состояний будущей маме?

9 месяцев
Завезенных в Австралию ос назвали угрозой безопасности авиаперелетов Завезенных в Австралию ос назвали угрозой безопасности авиаперелетов

Гнезда насекомых могут привести к катастрофе

N+1
Все течет, ничто не остается на месте Все течет, ничто не остается на месте

Как найти свое место в этой жизни? Как узнать, куда плыть?

Psychologies
«Каждый раз все говорят, что наш бизнес должен умереть»: президент «Азбуки Вкуса» — о пандемии, IPO и фудхакинге «Каждый раз все говорят, что наш бизнес должен умереть»: президент «Азбуки Вкуса» — о пандемии, IPO и фудхакинге

Как ретейл переживает пандемию и почему в кризис растут продажи еды и вина

Forbes
Открыть в приложении