Россия и мир | Образование
Подступы к поступлению
На минувшей неделе были подведены итоги приема в российские вузы в 2017 году: бюджетных мест стало меньше, платное обучение дороже
Средние баллы ЕГЭ принятых на 1-й курс студентов постоянно растут, а число принятых бюджетников сокращается. Устойчивый тренд фиксирует ежегодный мониторинг качества приема в вузы, выпускаемый НИУ ВШЭ. С одной стороны — это хорошо, потому что в вузы все меньше поступает троечников. С другой — разрыв между лучшими и худшими университетами все увеличивается.
В этом году на первые курсы было принято 920 тысяч студентов. Из них 505 тысяч — на бюджетные места, 415 тысяч — на платные. Соотношение бюджетников и платников осталось примерно на уровне прошлого года: 55 и 45 процентов. Среднюю школу окончили 717 тысяч выпускников. Откуда пришли еще 200 тысяч абитуриентов — это неразрешимая загадка. Такое чудо статистики наблюдается каждый год, и объяснения ему нет. Конечно, есть ребята, не поступившие в прошлые годы, есть иностранные студенты, но не в таком же количестве!
По бюджетному приему тоже есть вопросы. Контрольные цифры приема определяются заранее — за год вперед. В 2016 году предполагалось, что прием 2017-го составит 575 тысяч студентов. В августе прошлого года, когда в правительстве обсуждался вопрос о снижении федеральных расходов на образование, шли разговоры о сокращении бюджетных мест в вузах на 40 процентов. Министр образования и науки Ольга Васильева обещала, что этого не будет. Но тихо, без огласки бюджетные места все же урезали. Не на 40 процентов, а на 12, то есть бюджетников приняли на 70 тысяч меньше, чем планировали в 2016 году. Если посмотреть в динамике с 2005 года, прослеживается постоянное уменьшение числа бюджетных мест с 613 тысяч до нынешнего уровня.
«Что?» и «Где?»
В этом году увеличилось число вузов, принявших отличников со средним баллом более 80. Их стало 36 (против 32 в прошлом году). Также больше стало вузов, взявших на обучение абитуриентов с баллами от 70 до 80 — 115 против 103. Соответственно сократилось число университетов среднего уровня с 222 до 210 (с баллами от 56 до 70). И меньше стало слабых вузов, куда брали абитуриентов со средними баллами ниже 56, их осталось 56 против 68 в прошлом году (в эти расчеты не входят вузы искусства и военные университеты). Хотя и число выпускников школ, набравших на ЕГЭ от 80 до 100 баллов, в 2017 году увеличилось на 2 процента по сравнению с прошлым годом.
Эта статистика может порадовать преподавателей сильных вузов, которые получают школьных отличников. Но вряд ли это хороший сигнал для будущих абитуриентов. Особенно если учесть, что на бюджетные места в первую очередь принимают победителей предметных олимпиад либо без вступительных экзаменов (БВИ), либо зачисляя им 100 баллов. «Огонек» уже писал о предметных олимпиадах и о том, что обычный школьник не может подготовиться к ним без репетиторов. И все же легче подготовиться к олимпиаде по одному предмету, чем сдавать на 100 баллов три ЕГЭ (хотя и такие замечательные ребята есть, в этом году 21 выпускник получил на трех экзаменах 300 баллов). Понятно, что открытые двери для олимпиадников оставляют меньше возможностей для поступления тех ребят, которые все школьные годы хорошо учились и честно сдали ЕГЭ на 70–90 баллов. Ну и, конечно, для их родителей, которые будут платить за учебу детей в вузах.
На презентации мониторинга приема в вузы ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов сказал об «эффекте репутации»: «Ведущие университеты страны оказались лидерами по качеству приема на бюджетные места, и они же зачислили самых сильных платников».
Но абитуриенты ориентируются прежде всего на будущую специальность, а во вторую очередь на вуз, где ее можно получить. Как известно, при сдаче ЕГЭ есть два обязательных экзамена — русский язык и математика, а третий по выбору. Именно третий экзамен (физика, биология, обществознание и т.д.) определяет выбор профессии. Поэтому абитуриенты сначала решают вопрос, что они хотят изучать, а потом где учиться. Но если первый вопрос школьник, в принципе, может решить сам, то со вторым сложнее. Потому что образовательные начальники уже решили, где и сколько ребят могут получать ту или иную профессию. Их решение зафиксировано в контрольных цифрах приема в вузы (КЦП). И эти КЦП категорически не совпадают с выбором абитуриентов и семей. И чем меньше государство выделяет бюджетных денег на образование, тем больше расходятся выбор абитуриентов и возможности вузовской системы.