Россия и мир | Тема номера
На стороне непримиримости
Концепция исторического примирения, предложенная обществу к столетнему юбилею русской революции и воплощенная в памятнике, который власти планируют установить в Севастополе, получила неожиданный и горячий отклик: сторонники и «белых», и «красных» объединились в борьбе против — и монумента, и идеологической конструкции. «Перевернуть страницу», словом, не получается и век спустя. Быть может, по этой причине крупных официальных церемоний «под юбилей» совсем не много, а основная тяжесть по организации памятных мероприятий пришлась на историков и музейщиков, занимающихся восстановлением исторической правды. Им, впрочем, тоже не позавидуешь: обеспечить «равноудаленность» во взгляде на минувшее не просто, тем более — удержать баланс. В детали юбилейной «исторической оптики» вникал «Огонек»
Памятник Примирения, символизирующий единение и покаяние воевавших в Гражданской войне сторон, власти планируют установить в Севастополе. Возникла, однако, коллизия: «белые» и «красные» готовы объединиться в борьбе против монумента.
«Если мы сейчас начнем бить в рынду, судовой колокол, то здесь соберется весь Севастополь, и все эти экскаваторы люди перевернут в момент,— Галина Соболева, член Севастопольского регионального отделения организации ветеранов ”Боевое братство“, стоит на улице Катерной, где идут работы по подготовке площадки для установки памятника Примирения, и энергично жестикулирует.— Но мы просто не хотим созывать большие митинги, не хотим давать картинку западным телеканалам — что вот, мол, смотрите, Севастополь опять против власти. Мы не против власти, мы за Путина. Но обелиск предателям нам здесь не нужен».
Христос и сатана
Галину поддерживают и другие «просоветски настроенные» граждане, которые собрались в этот день на мысе Хрустальный. Все здесь убеждены: новый памятник придумали враги России, мечтающие таким образом посеять раздор в Крыму. Инициатива установки вообще-то принадлежит Российскому военно-историческому обществу (РВИО), но «красных» это не смущает — инициативу РВИО они оценивают как «антинародную». Собравшиеся с возмущением разглядывают эскиз московского скульптора Андрея Ковальчука: огромную 25-метровую стелу, на вершине которой стоит фигура, символизирующая Родину-мать, а у подножия склонили головы красноармеец и белогвардеец. «Тьфу, может, они хотят, чтоб я еще поцеловался с ним? — ветеран Великой Отечественной, полковник Константин Кржеминский не скрывает раздражения.— Вот так и происходит героизация пособников нацистов. Ну ничего, первую попытку ”белого реванша“ в преддверии 100-летия Великой Октябрьской революции мы отбили, отстояли герб и флаг Севастополя. Отстоим и эту землю, не позволим установить здесь символ покаяния и пораженчества!..»
Эти активисты действительно защитили герб Севастополя советского образца — депутаты местного Законодательного собрания недавно предприняли попытку сменить его на герб династии Романовых, но отозвали законопроект после массовых протестов. Художник Надежда Крылова, соавтор официально действующего герба, тоже сейчас в одних рядах со своими товарищами: «Севастополь — город-реквием. Здесь куда ни шагни — везде память. И мы должны подумать о том, какие символы оставляем будущим поколениям. Если мы примиряемся с идеями Белого движения, значит, примиряемся с сословиями, с социальным неравенством, за которое эти люди воевали. Почему тогда Иисус Христос не мирится с сатаной?»
Кирилл Сизиков, руководитель движения «Суть времени» в Севастополе, был организатором пикетов, митинга, круглых столов, пресс-конференций и других масштабных мероприятий по обсуждению этого вопроса, не единожды заявлял, что народ «не желает каяться перед предателями Родины и их потомками» и даже подал административный иск на местное правительство в связи с тем, что уполномоченными органами не было проведено предварительных общественных слушаний касательно инициативы установки памятника: «Не только просоветски настроенные граждане, но и приверженцы монархической идеологии, и люди вне идеологии возмущены тем, что власть не хочет услышать мнение граждан».
«Дядек в пиджаках штук сто»
Многих севастопольцев раздражает, что новые памятники им навязывают, абсолютно не считаясь с мнением горожан. «Я не ”белый“, я не ”красный“, я Георгий Григорьянц»,— говорит член Союза архитекторов Севастополя, заслуженный архитектор, автор генерального плана города 2005 года. Эту жесткую позицию он отстаивал и в «украинский период». Именно Григорьянц в 2003 году «спасал» исторический центр от памятника Тарасу Шевченко: «Теперь кобзарь у нас в Камышах стоит». Воевал он и когда к 225-летию Севастополя «сверху пришел приказ» установить памятник гетману Сагайдачному: «Мы на градсовете стояли насмерть и убрали все же гетмана на выселки». Скульптура была установлена на обрезке большеформатной трубы от канализационного коллектора, а на ее открытии власти объявили, что теперь ни у кого нет сомнений в том, что Севастополь украинский город. В итоге у постамента пришлось дежурить сотрудникам СБУ — жители «украинского города» регулярно покушались на героя «борьбы с москалями». А сразу после референдума бронзового Сагайдачного аккуратно демонтировали и «ногами вперед» отправили в Киев, вместе с памятным камнем в честь 10-летия создания Военно-морских сил Украины, который в просторечии именовали «гнилым зубом».
Сейчас, считает архитектор, народ снова «гнут», и это может привести к неприятным последствиям. Москва, как когда-то Киев, не понимает, насколько севастопольцы принципиальны во всем, что касается их памятников. Когда украинские власти порывались снести памятник Екатерине II, которая в 1784 году подписала указ о присвоении городу имени Севастополь, горожане дежурили «у императрицы», а во всех районах были расклеены листовки: «Севастополь! Все жители! Начало третьей обороны! Отстоим же памятник Екатерине! Родина зовет!» В 2008 году севастопольцы так же не позволили установить на Графской пристани памятную табличку в честь 90-летия с момента поднятия желто-голубых флагов на кораблях Черноморского флота — с криками «Оккупанты, бандеровцы, вон! Это наш город!», «Россия!», «За Севастополь!» и «Или вы нас будете убивать, или мы вас!» граждане тогда смели ряды правоохранителей, отлупили украинских морпехов, сорвали ненавистную табличку и выкинули ее в море. Некоторые «защитники Графской пристани» были тогда арестованы, но у остальных принципиальности не поубавилось. «Да, у нас много памятников археологии, истории, архитектуры и монументального искусства — более двух тысяч,— говорит Григорьянц.— Одних дядек в пиджаках штук сто. Но это не значит, что народ спокойно примет решение столицы. Нет. Здесь не разделяют и не поддерживают этой идеи, поскольку являются