Неделя | Подробности
На шаттл впереди
Ракетоплан Boeing X-37B с секретной миссией ВВС США почти два года провел в космосе. Зачем он поднимался на орбиту и грозит ли нам это новой гонкой космических технологий?
Случайно или нет, но эта история стала достоянием публики на майские праздники. Напомним вкратце: Boeing X-37B, запущенный с космодрома Ванденберг 20 мая 2015 года, успешно приземлился в Космическом центре Кеннеди NASA во Флориде 7 мая 2017‑го — под наш День Победы. О цели пребывания аппарата на орбите Пентагон все это время молчал настолько многозначительно, что астрономы-любители всех стран и народов стали считать делом чести обнаружение мини-шаттла (он в четыре раза меньше шаттла обычного) на космических просторах и вывешивание фото оного в Сеть. Судя по опубликованным снимкам, в последнее время секретный аппарат регулярно «зависал» над Северной Африкой, Ближним Востоком и КНР — в аккурат на высоте 300 километров, что, как известно, позволяет делать качественную фотосъемку земной поверхности.
— Судя по тому, что американцы выложили видео приземляющегося Boeing Х-37В, большого секрета в самом этом аппарате нет,— рассказал «Огоньку» независимый эксперт в области космической политики и член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин.— Изображение по-настоящему засекреченного объекта в свободном доступе вы не увидите. Отсюда предположение: самое интересное — внутри корабля.
Надо признать, что в сравнении с крупными многоразовыми кораблями прошлого поколения — шаттлами или «Бураном» — Boeing X-37В с длиной корпуса около 9 метров (размах крыльев — 4,5) выглядит как учебный тренажер. Тем не менее задачи такой аппарат может выполнять очень серьезные. Внутри него есть отсек размером примерно 2 на 6 метров — хватит для бомбы с ядерным зарядом типа «Малыш». Западная пресса пишет, что благодаря крыльям и оперению Boeing X-37B может маневрировать в атмосфере на высотах, недосягаемых истребителям, что способен менять орбиту на высоте и «присматриваться» к подозрительным спутникам, а также выполнять ряд других функций, связанных с наблюдением и разведкой.
Кстати, новый американский ракетоплан чаще сравнивают не с гражданским шаттлом, а с советским «Бураном» — тот создавался именно как военный корабль. В частности, на нем стояли манипуляторы, с помощью которых можно было «скидывать» с орбиты спутники, а летчики отрабатывали условную задачу захвата и транспортировки на Землю американской станции Skylab — первой и единственной национальной орбитальной станции США (функционировала на орбите с 1973 по 1979 год). Также будущий экипаж «Бурана» учился обращаться и с прототипами лазерных и электромагнитных пушек, которые предполагалось вывести на орбиту.
— Сразу скажу,— продолжает Андрей Ионин,— все предположения, что Boeing X-37B выполнял функции инспектора-перехватчика, который может снимать показания с чужих спутников или выводить их из строя, в данном случае бессмысленны. Чтобы сменить плоскость орбиты и «подойти» ближе хотя бы к одному объекту, корабль таких размеров должен за раз потратить весь запас гидрозина — топлива, на котором сегодня работает вся космическая техника, в том числе МКС. Думаю, что все намного интереснее.
Чтобы понять, какие цели поставлены перед аппаратом, подчеркивают эксперты, нужно посмотреть на заказчика: сейчас им выступает Управление перспективных исследовательских проектов Минобороны США (DARPA). Конечно, это подразделение Пентагона, но особое — за полвека существования DARPA никогда не решало текущих военных задач. Можно предположить, что корабль такой конфигурации используется для экспериментов, которые предполагают длительное пребывание в космосе. К примеру, никто не знает, как будет вести себя ядерный заряд при длительном нахождении в невесомости. Другой вариант — особо опасные биологические объекты. Не исключено, что на борту проходят эксперименты, которые небезопасно проводить на Земле.