Культура | Событие
«Картина совсем потеряла раму»
На открывшейся 57-й венецианской биеннале государственный музей им. А.С. Пушкина впервые представил свой проект «Человек как птица. Образы путешествий». Об идее выставки «Огонек» расспросил куратора Ольгу Шишко
Проект объединил работы 14 российских и зарубежных художников: это звуковые и световые инсталляции, видео, фотографии и другие объекты. Выставка расположилась в венецианском палаццо Соранцо Ван Аксель XV века. Она приглашает зрителя отправиться в путешествие сразу в нескольких измерениях — через пространство, время и индивидуальный опыт. Подобно Гулливеру Джонатана Свифта или Алисе Льюиса Кэрролла, зритель испытает на себе непривычные масштабы и перспективы: мир трансформируется, угол зрения меняется, реальное и воображаемое переплетаются и подчас не соответствуют нашему восприятию.
— У каждой крупной выставочной институции, как у вашего музея, есть своя история, связанная с современным искусством. Чем именно отличается ваш взгляд на современное искусство?
— Пушкинский музей — музей с потрясающей коллекцией, однако чтобы сюда не перестал ходить молодой зритель, чтобы он посещал не только выставки Рафаэля, Караваджо, Гойи, необходимо создавать живой диалог между искусством прошлого и настоящего. И не бояться говорить о том, что сегодняшнее искусство может стать важной вехой в осознании того, что происходило с художниками в прошлые века. В Москве мы провели несколько проектов в усадьбе Голицыных и в главном здании музея — мы стремились включить произведения классического искусства в диалог с современностью. И назвали это направление «Пушкинский XXI».
Мы начали создавать коллекцию работ, которая соединяет работы второй половины XX–XXI веков, российских и западных художников. Одним из первых крупных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина станет выставка «Человек как птица. Образы путешествий» в рамках параллельной программы Венецианской биеннале – 2017.
Нужны не просто коллекции — нужна новая коммуникация. Все проекты нашего музея состоят в диалоге друг с другом. Это дает возможность посмотреть на того же Гойю или импрессионистов глазами современного художника, выступить в роли чтеца искусства.
— Каков основной посыл вашего проекта в Венеции? Что вы хотите транслировать вашему зрителю — если это можно свести к какой-то формуле?
— Главное, что мы хотим сказать: история изобразительного искусства не заканчивается на ХХ веке. Что поиски новых форм, новых традиций, новых языков продолжаются. В нашем проекте мы опираемся на идею «расширенного смотрения», которую начиная с середины 1910‑х годов развивал русский художник-авангардист Михаил Матюшин, предсказывая пути развития искусства в будущем. Матюшин говорил о том, что зрение, возможно, впоследствии будет не так важно для человека, что со временем будут развиваться другие способы восприятия действительности. Если провести аналогии с оптикой, наш взгляд на искусство с начала ХХ века все больше расширялся, сегодня мы уже смело можем говорить о тактильном восприятии. Речь идет в том числе и о возможностях цифрового искусства, перформативного искусства, в которых очень важно прежде всего движение, перемещение