Фотопредставление | Шелковый путь
Испытание степью
«Огонек» продолжает путешествие из России в Китай с российской командой ГАЗ «Рейд-Спорт» и ралли «Шелковый путь»
Ощущение другой страны в Казахстане приходит не сразу. Мы проезжаем Воронежское, Глазуновку, Новочеркасское — все придорожные указатели дублируются на русском. Обычный степной колхозный пейзаж. Но местный колорит проступает в мелких деталях. Вот памятник погибшему водителю украшен полумесяцем. Вот кажется, что с конной статуи кто-то сбил седока, а при ближайшем рассмотрении выясняется, что это просто скульптура лошади. В Казахстане любят увековечивать животных — всю дорогу нам будут попадаться гипсовые кони, маралы, верблюды, овцы, а ближе к китайской границе — даже горный орел в два человеческих роста. Прямо у дороги появляются мусульманские кладбища с куполами, башенками и склепами из силикатного кирпича. В сумерках они смотрятся как города-призраки. На подъезде к Астане русские названия пропадают и появляются английские. Да и саму нашу гонку по казахскому радио называют, оказывается, на английский манер — «Силк Вэй». Вот она, заграница.
На дорогах начинают в массовом порядке попадаться китайские грузовики. А вот легковой автопром тут по большей части российский. Много «газелей». Чуть ли не каждый четвертый встречный автомобиль — родственник наших гоночных машин. Неудивительно — «газели» в казахской степи чувствуют себя замечательно.
Скорости на степной трассе выше, чем по российской грязи, зато хватает незаметных ложбинок, оврагов, канав, каждая из которых способна вывести машину из строя. Одна из таких случайностей на первом казахском этапе завершила соперничество двух французов-лидеров гонки, Лёба и Петранселя. Последний вылетел с трассы, перевернул машину и потерял несколько часов. Но дело даже не во временной разнице. В команде «Пежо Спорт», оказывается, есть такой термин «водовоз» — машина, которая едет за лидером, помогает, вытаскивает из песка и, если надо, даже отдает свои запчасти. Поначалу все пилоты выступают на равных. Но после первой серьезной ошибки виновник становится «водовозом» до конца гонки. Такая судьба и была уготована Петранселю, а Лёб уверенно вышел вперед. Но триумф его будет недолгим. В Китае он тоже слетит с трассы, сломает машину, повредит руку и сойдет с дистанции. А гонку выиграет самый осторожный из трех французов — Сириль Депре.
В команде ГАЗ «Рейд-спорт» внутреннего соперничества не наблюдается, даже наоборот. Наши пилоты — братья Коструковы — двойняшки и друг без друга никуда. Если, например, у Михаила с его гоночной «газелью» какие-нибудь неполадки, Александр всегда возвращается помочь. Ведь по правилам помогать застрявшему или сломавшемуся гонщику может только другой участник ралли.
— Так, кстати, и появились на ралли грузовики: команды побогаче принялись выпускать на трассу специально подготовленные быстрые технички,— рассказывает капитан газовской команды Вячеслав Субботин.— Естественно, за победу они не боролись. А потом баланс нарушила команда «КамАЗ Мастер». Теперь у обычного, близкого к серийному грузовика в гонке нет никаких шансов.
На коварной степной трассе ключевой фигурой становится штурман. Дело это непростое потому хотя бы, что на штурманском месте ужасно укачивает даже профессиональных пилотов. А надо ведь еще работать.
Важное отличие ралли-рейда от классического ралли в том, что раллийный штурман может заранее проехать по маршруту и изучить трассу. А участника ралли-рейда ждет полная неопределенность. Перед каждым этапом он получает только маршрутную книжку с описанием примет местности и основных препятствий.
Трасса — не более чем цепочка контрольных точек, которые нужно пройти, причем даже не обязательно в заданном организаторами порядке. Каждая из них — условный круг радиусом от 90 до 200 метров, обычно где-нибудь в грязи, в болоте, на вершине бархана. Ее прохождение фиксируется системой спутниковой навигации. Но сами гонщики этим достижением цивилизации пользоваться практически не могут. Указатель на точку появляется на навигационных приборах, только когда вы уже подъехали к ней вплотную. До этого ориентироваться приходится по старинке — по приметным деревьям, электрическим столбам и неровностям местности. А потом говорить пилоту, куда ехать. За долгие годы гонок штурманы выработали собственный жаргон. Скажем, «300 метров четыре вправо» — значит правый поворот на 90 градусов будет через 300 метров