Культура | Кино
Хоррор имени Пятницкого
В прокат выходит «Гоголь. Начало» — первый из четырех фильмов нового проекта по мотивам произведений классика. Обозреватель «Огонька» честно пытался понять логику нечисти — но зло оказалось совершенно иррациональным
В середине 2000-х, когда в моде стало возвращение к «корням», часто можно было слышать от продюсеров: «Зачем нам этот Голливуд?.. У нас же великая литература, там столько сюжетов валяется под ногами». «Гоголь. Начало» (режиссер Егор Баранов, автор идеи — Александр Цекало), можно предположить, вырос именно из этого представления — что Гоголь «наш первый русский хоррор». Адекватности в этом утверждении столько же, сколько и в представлении о том, что Достоевский — мастер детектива, а Толстой — это семейный роман. Величия литературы никто не отрицает, но, чтобы выжать из классики «современное», нужно быть достойным соавтором классика. В сущности, какие у Гоголя «ужасы»?.. Обычный сельский фольклор, низовая мифология. Страшные рассказы на ночь, легенды, тосты — как говорил герой советской комедии. Их писатель лишь использует в качестве рамки — для того, чтобы организовать, выстроить собственный литературный космос, чтобы выпуклее показать человека, расширить взгляд на него.
Гоголь — не о борьбе с темной силой, а скорее о сложной гармонии; это сотрудничество, сосуществование, не борьба, а скорее игра — ведь черта можно переиграть, обмануть. У любой ведьмы или черта в гоголевских произведениях есть свои правила, свое время и место. В этом пространстве существует негласный договор между людьми и нечистью, и лишь несоблюдение этих правил грозит санкциями обеим сторонам. Зло просыпается по причине нарушения правил, а не просто так — оттого, что ему «приспичило». И к тому же у любого зла есть свои слабые места или границы. Делая очередной хоррор «по мотивам», вкладывая в это большие деньги (а тут, например, богатая картинка), наши продюсеры и режиссеры, как правило, совершенно не объясняют причин выхода зла на сцену. В голливудском фильме вам прежде всего дотошно объяснят, что стало причиной нарушения баланса: у нас же аккуратно, ученически копируют форму, эффекты, внешний вид героев и антигероев, их сверхсилу или сверхспособности, но при этом никогда не объясняют устройства системы зла, логики нечисти. Понять причины зла в «Гоголь. Начало» решительно невозможно: зло тут просто «тупо злое», оно появляется из-за дерева и мочит или его точно так же тупо мочат.