Как Германия вдохнула новую жизнь в серийные пятиэтажки

ОгонёкБизнес

Общество | Своими глазами

Где панельке сносу нет

Панельные пятиэтажки — проблема не только Москвы. Ими как под копирку застраивали микрорайоны в столицах соцлагеря, а в рекордсмены вышел Берлин: когда пала разделявшая этот город стена, серийные панельки составляли больше половины жилого фонда восточной части. Вот только крушить эти дома в отличие от Берлинской стены не стали: из них сделали вполне современное и комфортное жилье

Сергей Панкратов, Берлин

Когда я договаривался об интервью с Норбертом Кухинке, тем самым немецким журналистом, который сыграл роль датского профессора в фильме «Осенний марафон», мне и в голову не могло прийти, что мы почти весь вечер проговорим о капремонте, реконструкции и санации. Свернуть с темы было нереально — строители только что закончили санацию многоквартирного дома, куда Норберт и пригласил меня в гости.

Мой собеседник (к несчастью, ныне скончавшийся), хоть и запомнился зрителям одной шестой части суши как профессор-«ботаник», в жизни оказался человеком весьма предприимчивым. Во всяком случае, он одним из первых рискнул вложить деньги в берлинскую недвижимость после падения Берлинской стены. Рассказ впечатлил.

Жилищный марафон Норберта Кухинке

По словам Кухинке, восточная часть Берлина в начале 1990-х выглядела, мягко говоря, депрессивно. Из-за массового отъезда — по сути, бегства — жильцов на Запад, в городе пустовало до 20 процентов квартир: целые кварталы стояли заброшенными. Мало кто верил, что Берлин можно возродить быстро. Еще меньше было желающих вкладывать в берлинскую недвижимость.

— Но мы вот рискнули,— вспоминал Норберт.— Взяли кредит в банке и вложили средства в санацию многоквартирного дома.

Трудностей, по его словам, было бы много больше, если бы не поддержка властей. Шутка ли: тем, кто собирался санировать здания, предоставлялся льготный кредит под 3 процента годовых (сейчас ставка по этим кредитам и того меньше — 1,5 процента). Кроме того, фирмы, участвовавшие в санации панельного жилья, получили серьезные налоговые льготы.

Дом у Норберта и его партнеров получился оригинальный: в каждой квартире своя планировка. Часть жилья инвесторы оставили себе, часть сдали в аренду. Через несколько лет погасили кредиты, а главное — стоимость недвижимости в Берлине выросла почти вдвое.

Снести нельзя восстановить

Если кто думает, что у немцев не было баталий по поводу будущего панельных пятиэтажек, массово возводившихся в ГДР с начала 1970-х, он глубоко заблуждается. Стройфирмы и архитекторы сразу же сформулировали: самый простой путь решения проблемы — снести все панельные дома и построить на их месте современные городские кварталы.

— Да, это самый простой выход,— соглашались их оппоненты.— Но вам придется снести половину Восточного Берлина. И кто эту стройку века оплатит? И, кстати, куда переселять такую массу людей на время строительства? И как быть с тысячами тонн строительного мусора после сноса?..

В конечном итоге верх, по счастью, взяла немецкая расчетливость. По ценам того времени в пересчете на евро выходило, что себестоимость санации 1 квадратного метра жилья составляет 250–300 евро, а возведение новых домов обходится в 900–1000 на тот же квадратный метр. Когда выяснилось, что только в Восточном Берлине предстояло санировать 270 тысяч квартир, а по всей Восточной Германии 2,18 млн, стало ясно: такие затраты непосильны даже для могучей немецкой экономики.

Правительством была принята госпрограмма «Санация и модернизация панельных домов Берлина». Благодаря ей через санацию прошли 70 процентов панельных зданий. Государство выделило на эти цели почти половину необходимых средств — около 6 млрд евро в виде целевых кредитов. Остальное вложили владельцы квартир и инвесторы. Получается, что всего в санацию жилого фонда Восточной Германии было вложено как минимум 12 млрд евро. На что же потрачена столь крупная сумма и что вообще такое санация по-немецки?

Gehrung — одна из многих сервисных компаний Берлина, которая управляет двумя десятками жилых зданий, от высоток в центре столицы до скромных пятиэтажек на ее окраинах. Ведущий сотрудник фирмы Сюзанна Фрост, которая на собственном опыте знает, что такое санация, любезно согласилась пояснить «Огоньку» все перипетии непростого процесса.

Сначала мы попытались с фрау Фрост подобрать на русском языке точный эквивалент самому понятию «санация». Получается следующее: санация — это больше чем капремонт, но меньше чем реконструкция.

Фрау Фрост достает объемистую папку с документацией и с немецкой педантичностью начинает перечислять технические параметры процесса. Чтобы не утомлять читателя, перескажу вкратце. Прежде всего при санации меняется внешний вид здания. Фасады панельных домов из серой депрессивной окраски перекрашиваются в жизнеутверждающие тона. Окна и двери меняются на более современные конструкции. Параллельно стенам возводятся балконы или просторные лоджии. То есть внешне дом становится привлекательнее, как человек после удачной косметической операции.

Эту берлинскую панельку до неузнаваемости изменили цветовой дизайн и пристройка дополнительных балконов. Meibner / Ullstein Bild VIA Getty Images

Внутри меняется вся техническая начинка. Ремонтируются бетонные конструкции, заменяются вентиляционные системы и инженерные коммуникации, реконструируются подъезды. В каждой квартире проводятся работы, которые у нас в обиходе называются евроремонтом: в ванной укладывается кафель, меняется вся сантехника, в жилых комнатах стелется ламинат.

— Фрау Фрост, а кто же за санацию платит?

— Жильцы. Вся сумма разбивается на мелкие равные доли и входит в ежемесячную квартплату.

Здесь требуется отступление. Платят за санацию, конечно, жильцы, но не все из своего кармана — безработным и прочим другим социальщикам разницу в оплате квартиры возмещает государство.

ГДР от Митте до окраин

Район Митте — самый центр Берлина. С правой стороны улицы Альтякобштрассе большой зеленый массив — жилищный кооператив Berolina. Про себя я называю этот микрорайон «заповедником ГДР»: утопающий в зелени вековых деревьев, под которыми попрошайничают проворные белки, кооператив Berolina — близнец канувших в Лету советских жилкооперативов, который не только выжил, но и процветает, сумев приспособиться к новым условиям.

Жилищный кооператив Berolina. Трудно поверить, что эти пятиэтажки были когда-то «панельными домами первой индустриальной серии». Meibner / Ullstein Bild VIA Getty Images

Санацию здешних пятиэтажек можно назвать образцовой. Трудно поверить, что эти красивые здания были когда-то «панельными домами первой индустриальной серии». 90 процентов жильцов кооператива Berolina — благополучные пенсионеры, сумевшие купить здесь квартиры еще во времена ГДР.

«Заповедник» с двух сторон обступают здания из стекла и бетона: земля здесь на вес золота. Застройщики давно поглядывают на этот оазис и делают кооперативу заманчивые предложения. Разговорился с одним из жителей: опрятный, доброжелательный старичок, которому явно не хватало общения, вежливо разъяснил, когда и на каких условиях высотки имеют шансы вторгнуться в их заповедник:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Раскол глубок. Но стейкхолдеры системы не заинтересованы в ее разрушении» «Раскол глубок. Но стейкхолдеры системы не заинтересованы в ее разрушении»

О перспективах российско-американских отношений

Огонёк
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
Не до конца открытые врата Не до конца открытые врата

С какими трудностями сталкивается российский бизнес при работе в Азии

Монокль
Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня

О первой форме энергии и, пожалуй, самой активной из них — стихии Огня.

VOICE
Россия «в состоянии крайней слабости» Россия «в состоянии крайней слабости»

Положение «белой России» в 1919 году выглядело крайне уязвимым

Дилетант
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время

Как «убить время» в самолете с пользой?

ТехИнсайдер
Как подключить телевизор по HDMI Как подключить телевизор по HDMI

Как подключить ноутбук или компьютер к телевизору по HDMI

CHIP
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
Сочувствие парню Месть Сочувствие парню Месть

«Манкимен»: идеальное кино по версии Дева Патела

Weekend
Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме

Инженеры воспроизвели оживший стул без одной ноги и научили его ходить

N+1
Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза

Как влияние на стиль одежды партнера может быть формой абьюза

Forbes
Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет

Октановое число в немалой степени определяет эффективность работы двигателя

РБК
6 фильмов об ограблениях, основанные на реальных событиях 6 фильмов об ограблениях, основанные на реальных событиях

Реальность часто подкидывает режиссерам и сценаристам сюжеты для кино

Maxim
Stenosis Stenosis

Stenosis делают художники Даниил Шульгин (Shulya) и Анатолий Алексеев

Собака.ru
Один в поле картофель Один в поле картофель

«Меч короля»: Мадс Миккельсен и северный вестерн

Weekend
«Бежевые мамы»: за что ругают родителей, которые окружают детей бежевыми вещами «Бежевые мамы»: за что ругают родителей, которые окружают детей бежевыми вещами

За что критикуют «бежевых мам» и какими цветами важно окружать ребенка.

Psychologies
«Белая нефть» XXI века «Белая нефть» XXI века

Литий твердо занял важное место в хозяйственной жизни людей

Знание – сила
Лего выдающихся джентльменов Лего выдающихся джентльменов

Как наследник основателя LEGO придумал концепцию гаража для состоятельных людей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Темный туризм: 5 причин, почему нас тянет в Чернобыль и Аушвиц Темный туризм: 5 причин, почему нас тянет в Чернобыль и Аушвиц

Темный туризм: неодолимое желание столкнуться с темной стороной реальности

Psychologies
Самцы бонобо оказались агрессивнее самцов шимпанзе Самцы бонобо оказались агрессивнее самцов шимпанзе

Самцы бонобо чаще агрессивно атаковали других самцов, но не самок

N+1
Аж руки чешутся Аж руки чешутся

Сегодня в педиатрии на дерматиты приходится ~57% случаев заболеваний кожи

Лиза
Никита Волков Никита Волков

Никита Волков постучался в наши двери и сердечки задолго до роли архитектора

Собака.ru
Обстановка, приближенная к финальной Обстановка, приближенная к финальной

«Падение империи»: Алекс Гарленд приговаривает современность

Weekend
Американец заразился птичьим гриппом от коров Американец заразился птичьим гриппом от коров

Опасный вирус впервые передался человеку от другого вида млекопитающих

N+1
«Я жила с маньяком»: исповедь женщины, которая 30 лет страдала от секс-зависимости мужа «Я жила с маньяком»: исповедь женщины, которая 30 лет страдала от секс-зависимости мужа

Излишняя страсть в отношениях может мучать обоих партнеров: личная история

Psychologies
Паразит рептилий два года прожил в глазу поевшей крокодилятины конголезки Паразит рептилий два года прожил в глазу поевшей крокодилятины конголезки

Врачи извлекли из глаза молодой женщины личинку пятиустки Armillifer grandis

N+1
Окно в лес Окно в лес

Как в доме в пригороде Казани интерьер стал продолжением лесного пейзажа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Что такое тосол и для чего он нужен Что такое тосол и для чего он нужен

Что такое тосол и чем он отличается от антифриза

РБК
Открыть в приложении