Раньше всех в мире запретить продажу машин с ДВС намерена Индия

ОгонёкHi-Tech

Россия и мир | Тема номера

Электромечта для сверхдержавы

В гонке за электромобильным будущим у экологически продвинутых стран ЕС и Японии появился решительный конкурент: раньше всех в мире запретить продажу машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) намерена Индия

Самая большая демократия мира (так любят называть себя в Индии) в последние годы мыслит главным образом революциями. Их число впечатляет: только цветных в стране на данный момент разворачивается десятка полтора — среди них и «белая революция» (увеличение производства молока и молочных продуктов), и «черная» (рост нефтедобычи), и «золотая» (развитие садоводства, производство меда и фруктов)…

Это не считая революций «бесцветных», но от того не менее значимых. Правительство запустило масштабную налоговую реформу (оптимизация налогообложения и введение единого налога), цифровую (развитие цифровых технологий, в том числе для оплаты товаров по Сети). Казалось бы, на этом фоне еще один почин — форсированный переход на электромобили — мог бы и затеряться. Но нет: загрязнение воздуха — крайне острая тема в стране (13 мегаполисов Индии в числе 20 самых загрязненных в мире). А ДВС — один из главных обвиняемых.

Революционный подход к проблеме обозначило заявление министра энергетики Пиюша Гойяла в апреле 2017‑го. «Идея в том,— заявил он,— что к 2030‑му ни один автомобиль с бензиновым или дизельным двигателем в нашей стране продаваться не должен». Теперь министр Гойял возглавляет другое важное ведомство — Министерство железных дорог, но обозначенный им подход в силе. Насколько реален он в гигантской стране, которая только почувствовала вкус к передвижению и где, по данным того же Минэнерго, к электросетям в сельской местности подключено одно жилище из четырех?

Смог над Нью-Дели и другими мегаполисами страны — один из главных резонов форсированного отказа от машин с двигателями внутреннего сгорания
Фото: Science Source / Adam Jones / Diomedia

Солнце, воздух и нефть

Собственно, это и есть главные причины, которые подтолкнули к решительным мерам, и ключевая из них — выбросы в атмосферу. По официальным данным, свыше миллиона жителей Индии ежегодно умирает из-за болезней, вызванных загрязнением воздуха (два человека в минуту!).

Тот же Нью-Дели прошлой осенью накрыл такой плотный туман, что мэр Арвинд Кеджривал назвал свой город «газовой камерой» — из столицы бежали семьями, закрывались школы и вузы. Диагноз — концентрация мелкодисперсных частиц диаметром менее 2,5 мкм (одна миллионная доля метра) в 12 раз превысила безопасный уровень. Винили гуляк, взрывавших петарды в праздник Дивали, крестьян, которые жгли стерню на полях, но в главные обвиняемые угодили 3 млн столичных авто. Избиратели потребовали принять радикальные меры, власти пообещали.

Теперь о солнце. Его в Индии больше, чем нефти (ее-то как раз не хватает), и надежды на рост производства электричества в будущем многие связывают именно с ним. Хватит не только на автомобили. За 10 лет, считают в стране, реально перейти и на поезда с гибридным дизель-электрическим двигателем, который будет подзаряжать то же солнце.

Плюс электрификация всей езды

Но есть и другая причина. Индия рвется в сверхдержавы (назначен и срок прорыва — к середине века), отставать от глобальной моды на прорывные технологии никак нельзя. Само собой, заявления ряда стран ЕС о том, что бензиновые и дизельные авто уйдут в прошлое к 2040 году, здесь услышали. Но реально ли опередить Европу на 10 лет?

— Индия имеет развитый автопром и относительно дешевую рабочую силу,— сказал «Огоньку» торгпред РФ в Индии Ярослав Тарасюк.— Поэтому логично, что сейчас, когда развитые страны говорят о будущем доминировании электромобилей, индийское правительство заявляет о приоритетном развитии этого вида транспорта, ставит временные рамки и предлагает меры господдержки и для производителей, и для потребителей.

Стране есть на что опираться — в местном автопроме занято свыше 19 млн человек. «Мы в перспективном регионе, но опоздать нельзя, заказы уйдут,— разъясняет журналист Винод Пандеи.— Тем более что наш основной соперник в АТР Китай постоянно наращивает производство электромобилей».

Фото: Reuters
Индийский автомобильный гигант Mahindra готов производить электромобили на все вкусы и кошельки, от спортивных моделей до массовых автомобильчиков
Фото: AFP

Отставать Нью-Дели не хочет, но и «китайским путем» — ставка на одни госсубсидии — он не пошел. В Индии объявлено о введении схемы FAME (Faster Adoption and Manufacturing of Electric Vehicles in India), которая должна «точечно» подтолкнуть к цели. Правительство на первом этапе обещает господдержку производителям электромобилей в течение 2–3 лет и субсидии при их покупке. Идея в том, чтобы покупка и эксплуатация авто стоила тем дороже, чем больше загрязнения оно производит. В рамках этой логики, в частности, предусматривается снижение налогов на электромобили до 12 процентов (налог на авто с ДВС — 43 процента).

Предполагается, что уже на следующем этапе вместо государства должен заработать рынок, а также крупные муниципалитеты, которые отладят региональные модели продвижения электромобилей и обеспечат строительство заправочных станций для них. Поэтапно спланирован и переход на электротягу: сначала двухколесные транспортные средства, затем трехколесные (авторикши) и только потом — четырехколесные.

При этом мало кто строит иллюзии, что к концу 2020-х все индийцы пересядут на электрокары. Для этого в 2030 году потребовалось бы продать более 10 млн авто на электрическом ходу — это слишком много. Эксперты осторожно дают понять: если электрическими на здешних дорогах станут 10 процентов машин, уже неплохо.

— Временные рамки, заявленные правительством, скорее подтверждают серьезность намерений, нежели требуют от производителей следовать жестким срокам,— полагает Ярослав Тарасюк. Так же считает и представитель Федерации торгово-промышленных палат Индии. «К 2030 году вся Индия вряд ли пересядет на электромобили,— сказал он ”Огоньку“ на условиях анонимности.— Но правительство, предлагая программу развития электромобилей, демонстрирует, что она — в числе национальных приоритетов».

Бизнес принял вызов

Действительность, понятно, прозаичнее планов. По данным на конец прошлого года, в Индии было реализовано около 5 тысяч электромобилей (гибридных побольше). При этом в том же 2016-м продано свыше 3 млн «обычных» машин — бензиновых и дизельных.

Главная причина — в цене. Гибридные и электромобили в Индии предлагают несколько производителей: Mahindra & Mahindra Ltd., Volvo Cars, BMW AG и Toyota Motor Corp. Скажем, местная компания Mahindra продает свой электрический e2O Plus за 9 тысяч долларов, и это не считая налогов. Дешевое бензиновое авто приемлемого качества можно купить вдвое дешевле.

Но, похоже, колоссальный разрыв между реальностью и перспективами бизнес, который работает в Индии, не пугает: новости о контрактах и инвестициях идут постоянно. В Бангалоре, «кремниевой долине» Индии, по электромобильной тематике уже работают несколько стартапов. В июле серьезные компании Denso, Suzuki и Toshiba заключили соглашение о создании СП по выпуску в Индии литий-ионных батарей для электромобилей. Наконец, в августе государственная EESL (эта компания занимается вопросами эффективного использования энергии) объявила конкурс на поставку сначала тысячи, а в перспективе — до 10 тысяч электрических седанов, способных проехать не менее 120–150 км на одной зарядке. На эти авто планируется пересадить госчиновников сначала в Нью-Дели, а потом и в других городах. Несколько штатов Индии ведут переговоры с производителями, чтобы закупить электроавтобусы для общественного транспорта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Пусть вернется 2019-й!» «Пусть вернется 2019-й!»

О чем еще мечтают россияне

Огонёк
Шевели мозгами Шевели мозгами

Чтобы серое вещество не превратилось в серую массу, нужны постоянные нагрузки

GQ
«ИИ — инструмент для выживания нашего вида» «ИИ — инструмент для выживания нашего вида»

Искусственный интеллект поможет справиться с новыми вызовами

Огонёк
Ed Sheeran Ed Sheeran

Эд Ширан — о музыке, клипах, турах и том, как не видеть солнце несколько месяцев

ЖАРА Magazine
Инвентаризация ценностей князя Юсупова Инвентаризация ценностей князя Юсупова

Князья Юсуповы были богатейшей семьёй России

Дилетант
Дроны распределили квантовую запутанность на километр Дроны распределили квантовую запутанность на километр

Оптическая схема распределения запутанных пар фотонов использует беспилотники

N+1
Слово и тело Слово и тело

Альва Клэр, Палома Элсессер, Эшли Грэм и Джилл Кортлев

Vogue
Работа по два часа в день без постоянных собраний: основатель Gumroad рассказал, как устроены процессы без штата и офиса Работа по два часа в день без постоянных собраний: основатель Gumroad рассказал, как устроены процессы без штата и офиса

Сахил Лавиния: как растить стабильный бизнес и избегать выгорания

VC.RU
Послепродажное обслуживание. Зачем ехать к дилеру, если в гараже дешевле? Послепродажное обслуживание. Зачем ехать к дилеру, если в гараже дешевле?

Сотрудники Mitsubishi рассказывают, зачем ехать к дилеру на обслуживание

4x4 Club
Корзина с бигмаком: что на самом деле показывает популярный индекс Корзина с бигмаком: что на самом деле показывает популярный индекс

Что полезное можно извлечь из индекса бигмака?

Forbes
Движение внутрь Движение внутрь

Дочери Форте рассказывают о внутреннем устройстве знаменитого лондонского отеля

Elle
Живая природа Живая природа

Один из трендов в уходе за кожей – это косметика с пребиотиками и пробиотиками

Лиза
Дебютантки 2020 Дебютантки 2020

Девушки из очень хороших семей, которых «Татлер» выводит в свет

Tatler
5 ошибок Дмитрия Спиридонова, CEO CloudPayments 5 ошибок Дмитрия Спиридонова, CEO CloudPayments

CEO CloudPayments о том, какие свои ошибки он предпочёл бы не повторять

Inc.
Американский доктор раскрыл секрет техники «железный пах» от мастеров кунг-фу Американский доктор раскрыл секрет техники «железный пах» от мастеров кунг-фу

Оказалось, чтобы выдержать удар бревном в промежность, нужно напрячь две мышцы

Maxim
Шахматы и мозг: игра делает нас умнее? Шахматы и мозг: игра делает нас умнее?

Как шахматы влияют на интеллект?

Reminder
10 цитат из писем Марселя Пруста 10 цитат из писем Марселя Пруста

Как вымысел и правда переплетаются в письмах Марселя Пруста

Arzamas
Эфэсбэшник, священник и гей: история одного бегства из России. Часть 1 Эфэсбэшник, священник и гей: история одного бегства из России. Часть 1

История мужчины, сбежавшего из России в Голландию в коробке из-под телевизора

СНОБ
Две красные дорожки! Как звезды должны вести себя на церемониях награждения Две красные дорожки! Как звезды должны вести себя на церемониях награждения

Пройти по красной дорожке почетно, но делать это надо по правилам

Cosmopolitan
Alibaba готовит «убийцу Tesla». Все подробности о новом бренде из Китая Alibaba готовит «убийцу Tesla». Все подробности о новом бренде из Китая

Чем любопытны электрические седан и кроссовер от Zhiji Motor

РБК
Обзор камеры моментальной печати Instax SQUARE SQ1 Обзор камеры моментальной печати Instax SQUARE SQ1

Тестируем новую Instax, которая умеет быстро печатать квадратные фотографии

CHIP
Дружеский секс: что о нем думают женщины Дружеский секс: что о нем думают женщины

Дружеские отношения с привилегиями помогают быть уверенными в себе и счастливыми

Psychologies
Как Федерико Феллини одевался в восьмидесятых — и почему до сих пор может служить образцом идеального зрелого стиля Как Федерико Феллини одевался в восьмидесятых — и почему до сих пор может служить образцом идеального зрелого стиля

Показываем, из чего состоял гардероб Федерико Феллини и почему это образец стиля

Esquire
Власти города в Бельгии извинятся за последнее сожжение «ведьмы» — в 16 веке её обвиняли в сексе с дьяволом Власти города в Бельгии извинятся за последнее сожжение «ведьмы» — в 16 веке её обвиняли в сексе с дьяволом

История о том, как опасны власти, если они принимают решения на основе слухов

TJ
Слово предоставляется Слово предоставляется

Интервью с Клаудио Лути, президентом Salone del Mobile. Milano

SALON-Interior
Бык мирно засыпает под гитарную музыку: милое видео Бык мирно засыпает под гитарную музыку: милое видео

Быку по имени Хоаким явно нравится творчество Леонарда Коэна

National Geographic
«Булочки не блестят»: почему Burger King перешёл на плоский дизайн и чем этот стиль нравится брендам «Булочки не блестят»: почему Burger King перешёл на плоский дизайн и чем этот стиль нравится брендам

Burger King провел редизайн: объясняем, в чем его суть и специфика

VC.RU
Лён да лён кругом: как отмечать льняную свадьбу и какие подарки дарить Лён да лён кругом: как отмечать льняную свадьбу и какие подарки дарить

На четвертый год брака отмечается льняная, восковая или веревочная свадьба

Cosmopolitan
7 вещей, на которых ты можешь сэкономить без ущерба стилю 7 вещей, на которых ты можешь сэкономить без ущерба стилю

Уроки экономии без вреда для вкуса от модели Марии Ивакова

Cosmopolitan
Молочница: правда и вымысел Молочница: правда и вымысел

Врач объясняет, чем опасен кандидоз и почему он возвращается

Лиза
Открыть в приложении