Культура | Наследие
Дворец творца
Во Флоренции открылся центр зрительских искусств, экспонатами которого стали свидетельства 70-летней карьеры Франко Дзеффирелли — его личный архив, библиотека, коллекция театральных костюмов, макеты декораций и эскизов. «Огонек» побывал на открытии и убедился, что помыслы 94-летнего маэстро, уже несколько лет прикованного к инвалидному креслу, по-прежнему устремлены в будущее
Представлять Франко Дзеффирелли, театрального и кинорежиссера, художника, чей творческий масштаб многие сравнивают с размахом гигантов эпохи Возрождения, россиянам не надо. И если не все смогли увидеть его постановки в лучших мировых театрах, в том числе «Травиату» в Большом и «Тоску» в Кремлевском дворце, то целые поколения проходили школу воспитания чувств по его фильму «Ромео и Джульетта», а автобиографическая лента «Чай с Муссолини» для многих стала прививкой гражданственности.
«У меня нет проблем со старостью, мне кажется, любой возраст преподносит вам свои дары до тех пор, пока вы имеете энергию и идеи»,— сказал Франко Дзеффирелли вашему корреспонденту несколько лет назад. Теперь, когда палаццо Сан-Фиренце, находящееся в самом центре Флоренции, усилиями маэстро и его сподвижников превращено в Международный центр зрительских искусств, становится ясно, что имел в виду маэстро.
На трех этажах дворца разместились огромная библиотека Дзеффирелли (10 тысяч томов!), его архив и состоящая почти из 300 экспонатов коллекция театральных костюмов, эскизов, макетов декораций и прочих артефактов. Посетителей встречает костюм Турандот из оперы Пуччини (постановка Дзеффирелли в 2011-м для Королевской оперы Омана). Здесь можно провести целый день, рассматривая макеты «Аид», «Травиат» и «Паяцев», поставленных Франко Дзеффирелли в различные годы и в различных театрах мира, а также костюмы их знаменитых исполнителей. Еще интереснее — авторские рисунки, как, например, подписанный маэстро эскиз к постановке «Дон Кихота» (Метрополитен-опера,1989 год) или акварель, изображающая сцену из оперы «Турок в Италии » («Ла Скала», 1955 год).
Одними из первых мы видим фотографии, макет и афишу спектакля «Три сестры» Чехова, поставленного Лукино Висконти в 1952 году в римском театре «Элизео», на котором Франко Дзеффирелли был всего лишь художником-оформителем. Дзеффирелли любит говорить, что дебют в пьесе Чехова стал для него удачей: «Я верю в судьбу. Для меня чрезвычайно важно, что моя жизнь в театре началась с такой позитивной ноты».
Старые афиши завораживают, тем более если это афиши спектакля «Кто боится Вирджинии Вульф?» 1962 года с маркировкой «Запрещено до 18». Рядом с афишей — фотография актеров вместе с режиссером — молодым и красивым Дзеффирелли. Его фотографий тут очень много. Вот он с Оливией Хасси и Леонардом Уайтингом в Лондоне в 1968 году, вот в окружении исполнителей нью-йоркского Метрополитен во время работы над оперой «Фальстаф» (1964). Есть снимки с Анной Маньяни (Дзеффирелли работал с Лукино Висконти над фильмом «Самая красивая»), много фотографий с Марией Каллас. Этой оперной диве, перед искусством которой Дзеффирелли преклонялся, в экспозиции отведено очень много места.
Большой раздел экспозиции посвящен работе Дзеффирелли в кино. Тут представлены снимки со съемочных площадок и афиши многих его фильмов — от «Ромео и Джульетты» до «Каллас навсегда» (еще один оммаж художника примадонне). И просто невозможно заставить себя оторваться от экрана, на котором крутятся нарезки из лент «Ромео и Джульетта» (1968), «Брат Солнце, сестра Луна» (1972), «Бесконечная любовь» (1981), «Отелло» (1986), «Гамлет» (1990), «Джейн Эйр» (1996), «Чай с Муссолини» (1999), «Каллас навсегда» (2002).
Удивительно, но у самого знаменитого в мире итальянского кинорежиссера нет «Оскара», хотя есть BAFTA, «Эмми» и множество «Давидов ди Донателло» (итальянская национальная кинопремия). Все эти статуэтки включены в экспозицию, и радостно увидеть среди них Globo d’oro, приз за карьеру в кинематографе, врученный маэстро в 2012 году работающими в Италии иностранными, в том числе и российскими, корреспондентами.
В Международный почетный комитет Фонда Франко Дзеффирелли, чьими усилиями основан открывшийся Центр, вошли итальянские политики и директора театров, славу которых приумножил маэстро,— «Ла Скала», Римской оперы, Метрополитен-оперы. От России — президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова и предприниматель Михаил Куснирович, являющийся к тому же одним из спонсоров проекта.
«Центр обращен в первую очередь к новым поколениям, которым я хочу передать свою методологию работы от первоначальной идеи и ее дальнейшей разработки до сценического воплощения. Ее основополагающее правило — не поддаваться модным влияниям, а уважать и сохранять идентичность спектакля»,— говорится в зачитанном на открытии Центра обращении Дзеффирелли (состояние здоровья не позволило маэстро участвовать в празднике).
Как рассказал «Огоньку» артистический директор Центра Франческо Эрмини Полакки, «в ближайшем будущем здесь пройдут выступления молодых артистов из разных стран и, конечно, из России, чья культура и театральное искусство всегда воодушевляли Франко Дзеффирелли».
В записной книжке вашего корреспондента сохранилась такая фраза маэстро: «Я восхищаюсь страной, которая так много сделала для мирового искусства. Когда я думаю о ”Травиате“, то нахожу очевидные параллели между русской и итальянской оперой. Я вижу связь, которая объединяет персонажей Чайковского, Мусоргского, Верди».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl