Демократ Конфуций
Очевидный кризис западной общественной модели заставляет искать альтернативы. Предложения уже имеются
Есть в Гонконге профессор одного из университетов Ким Сун Мен, автор трех книг о том, что настоящая демократия — у Конфуция. Оценим разницу эпох: если в 90‑е годы было модным обсуждать концепцию «азиатских ценностей» в противовес западным, с общей идеей, что одни других стоят, просто они разные… то сейчас все жестче: западная демократия, особенно если судить по США, выглядит как системный провал. Китайца Конфуция профессор Ким предлагает теперь всему миру, вместо того чтобы объяснять, что он годится лишь восточным цивилизациям.
Давайте посмотрим, что из происходящего сейчас в США, и не только там, никак не вписывается в идеал конфуцианства. Заодно и позлорадствуем по принципу «хорошо, что не с нами». Итак, в ведущих изданиях Америки обсуждают идею писать слово «черный» исключительно вот так: Черный. А как тог‑ да с белым? Никак. Хватит ему маленькой буквы. Это не «вообще разговоры», так теперь будет работать по сути главное информационное агентство страны — Associated Press. Там серьезно обсуждали, почему нельзя белых именовать Белыми: потому что тогда вы будете выражать поддержку движению, продвигающему идеи превосходства белых. А поддерживать тех, кто за превосходство черных, значит, нормально (заметим, у нас тоже есть любители писать так: Российский. Но это признак неграмотности и поэтому маргинальности, и только).
Теперь другая выловленная из потока новость: в вооруженных силах США открылось Агентство равенства и инклюзивности, оно начало работать с личным составом. Объясняет военным, что у них проблемы, если те будут обсуждать — просто обсуждать — идеи типа необходимости ограничения иммиграции или празднования Дня Колумба. Даже тема, получается, под запертом. И везде ненависть одних к другим, грамотно доведенная до предела.
Что в этой ситуации не одобрил бы Конфуций: то, что одна группа, одна точка зрения бескомпромиссно, без права оппонента на дискуссию противопоставляет себя другой. Или, словами профессора Кима, на Западе создалась «демократия-головорез», когда партии сталкиваются друг с другом в непримиримом конфликте. Победить может только одна, но как тогда быть с другой и с ее избирателями?