Общество | Медиа
Далеко идущие передачи
На первый этап всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» — «Информационное телевещание» в Калининграде было представлено 232 работы в жанрах репортажа, интервью, а также информационной и информационно-аналитической программ. Корифеям федерального телевидения показали, какой региональные журналисты видят свою страну, и постарались объяснить, почему их зритель не любит ретуши
В этом году конкурс «ТЭФИ» — вот уже 15 лет один из главных профессиональных ориентиров отечественного телевидения — впервые приехал в Калининград. В импровизированном ньюсруме собрались журналисты из десятков городов России. Пока столичные профессионалы из высокого жюри оценивали каждую из привезенных ими работ, они щедро обменивались впечатлениями о том, что попало и не попало в кадр.
Довольно скоро стало понятно: малое, как и большое, лучше видится на расстоянии, «национальные особенности» нашего регионального телевидения куда лучше просматриваются в масштабах страны — когда есть с чем сопоставлять. Да и сам конкурс впечатляет масштабами, когда на него были заявлены сюжеты, вышедшие в телеэфир как самой западной, Калининградской области, так и одной из самых дальневосточных — Магаданской. Шутка ли: одна шестая часть телемира! Неудивительно, что в каждой из восьми номинаций были названы по три финалиста — сократить число победителей сразу до одного просто невозможно, признавались члены жюри, в свою очередь проникшиеся масштабами.
Страна в кадре
Острее всего необъятность страны чувствуется, когда ловишь случайные обрывки разговоров между участниками конкурса. Ведущая из Кировска (в прошлом Хибиногорск, 200 км к югу от Мурманска) уверяет, что для ее земляков путешествие в соседние Финляндию и Норвегию на довольно приличный срок в порядке вещей. Но добавляет: «Зато у нас морепродукты дороги — вон крабы, которых у нас тут и ловят, вообще целое состояние стоят, а ведь живем почти на берегу моря». У регионов повосточнее проблемы других масштабов: чтобы зимой добраться из Ханты-Мансийска до самой северной точки округа, поселка Саранпауль в Берёзовском районе, врачу областной больницы нужно не меньше шести часов. Какая уж тут скорая… «В глухих деревнях только фельдшеры постоянно дежурят»,— вспоминает журналистка из Югры о съемках своего сюжета. Неудивительно, что всех собравшихся в городе на самой западной окраине страны объединяет вовсе не география, а телеэфир, без которого не представляют себе жизни ни участники, ни жюри.
Еще одна особенность конкурса — размытость тематических и сюжетных границ, а то и полное их отсутствие: в конкурсной программе каждый регион рассказывает о том, с чем его жители непосредственно сталкиваются каждый день и что для них в силу этого жизненно важно. В результате из представленных на смотр работ складывается невероятно пестрый портрет страны — настоящий калейдоскоп, в нем непрофессиональный столичный зритель (сужу по себе) может попросту не узнать отечества, о котором привык судить по сюжетам на федеральном ТВ.
Вот, к примеру, ГТРК «Кузбасс» детально освещает борьбу двух лагерей в родном городе: одна часть Кемерово, оказывается, требует ликвидировать лавочки у подъездов, чтобы по ночам вокруг них не собиралась и не хулиганила молодежь, а другая ратует за их сохранение, а то бабушкам сидеть негде. Репортер из Смоленска рассказывает незамеченную страной драматическую историю деревни Шапы: ее жители постоянно берут детей из приюта, иначе школа закроется, а сама деревня вымрет; детей растят, отправляют учиться в «большую жизнь» и… берут из приюта новых. А журналисты «Югры» спасают от вымирания традиции коренных народов Севера: в своем сюжете они объясняют, как «зашифрована» культура этноса в гонках на оленьих упряжках.
А еще все эти сюжеты объединяет черта: при просмотре складывается впечатление, что в отдаленных регионах жизнь и работа телевизионщика обретают другие масштабы и ритм, нежели в крупных городах, он сам живет под микроскопом общественного мнения, и вообще самый ценный ресурс здесь не время, а доверие зрителя. Как будто ТВ в регионах и ТВ федеральное говорят на разных телеязыках.
— Понимаете, есть люди, у которых неконтролируемая потребность в сладком, а вот нам так же сильно необходимо телевидение,— объяснила «Огоньку» Татьяна Гордеева, журналист телеканала «Югра».— Если сделаю сюжет плохо, то мне же не будут доверять. Другое дело, что зритель часто и не догадывается, как это титанически тяжело и сколько всего можно упустить.