Культура | Кино
«Чувствую, мы разрушаем сегодня что-то очень важное»
На Каннском фестивале состоялась премьера фильма Джона Кэмерона Митчелла «Как разговаривать с девушками на вечеринках». Автор не собирался лезть в политику, но его абсурдистская пародия на британо-американские отношения стала первым кинематографическим откликом на «Брексит» и избрание Трампа
Джон Кэмерон Митчелл после семилетнего перерыва возвращается к режиссуре (его последней работой была «Кроличья нора» в 2010 году). В основу сюжета новой картины «Как разговаривать с девушками на вечеринках» положен одноименный рассказ известного британского писателя-фантаста и автора многочисленных комиксов Нила Геймана. Действие фильма происходит в 1977 году: три подростка из провинциального городка близ Лондона, поклонники панк-культуры, после очередного концерта попадают не на ту вечеринку, где знакомятся со странными созданиями в дизайнерских костюмах из латекса. Дальше — простенький вроде бы и смешной сюжет о том, как трудно понять друг друга людям, говорящим на одном языке,— американцам и англичанам. Но на фоне недавних событий фильм Митчелла неожиданно получил политическое звучание.
— Вы американец, но сняли фильм про британское общество. Почему?
— Я вырос в Шотландии, моя мать из Глазго. Поэтому провинциальная Англия 1970-х и места типа городка Кройдон (где происходит действие картины) близки моему наполовину британскому сердцу. Для вас, поскольку, уверен, что вы никогда не бывали в Кройдоне, я поясню: это как Нью-Джерси для американцев. Что касается британской культуры, то вы можете забыть про героев Джейн Остин и сексапильных и галантных агентов секретных служб. Настоящее лицо Англии — потные накачанные ребята с телами, покрытыми татуировками, шумные, не вылезающие из пабов и бунтующие индивидуалисты. Такое было и есть лицо настоящей Англии, по крайней мере, уже последние 70 лет.
— Ваша картина одновременно комичная, музыкальная, но и немного политическая. Это сочетание чем вызвано? Актуальной политической обстановкой? Это сейчас модно?
— Да, в картине есть несколько непроизвольных намеков. Так всегда случается, когда снимаешь фильм. Например, в финале у нас есть сцена, где инопланетяне в куртках с британским флагом прыгают с крыши вниз — они таким образом покидают Кройдон, чтобы никогда сюда не вернуться. Понимаете, получился этакий неожиданный «Брексит». На момент съемок я об этом даже не подумал. Мне просто хотелось показать, как ребята прыгают вниз головой в ярких облегающих костюмах, пока один из продюсеров не заметил: «Но ведь их надо во что-нибудь одеть. Во что-нибудь потеплее». Тогда я и решил, почему бы их не одеть в куртки с британской символикой. После чего тот же продюсер осторожно поинтересовался, не слишком ли это явный намек на современную политику Британии. Но тут уже я запротестовал: «Мне наплевать, на что эта сцена намекает. Ребята выглядят замечательно в этих куртках. Так мы их и оставим». Потом я, конечно, подумал: «Джон, ты гений! Так попал в точку». Мне нравится идея, что моя картина смотрится как политическая сатира на Британию и Штаты. Это даже в сюжете заложено было, как я понял потом. Это история про обыкновенных людей, живущих в глухой провинции и тусующихся в единственном провинциальном клубе. Маленький городишко, затхлый клуб — все это замкнутое пространство, «мир со стенами», клетка,