Культура | Кино
На войне как на войнушке
На этой неделе в прокат выходит фильм Андрея Шальопы «28 панфиловцев». Насколько скандальным было обсуждение темы, настолько сам фильм вышел безобидным — чем обозреватель «Огонька», впрочем, не удивлен
Авторы исходили из того, что прежде — ни в советскую эпоху, ни в постсоветскую — фильма о панфиловцах не было. Это не совсем так. В кино-эпопее Юрия Озерова «Битва за Москву» присутствует политрук Клочков, причем он там «плавающий герой», успевает даже поучаствовать в параде 7 ноября на Красной площади. Но дело даже не в этом. Сама ситуация — оборона пехотного подразделения от танков противника — так выглядел каждый второй фильм про войну; вспомним хотя бы «Горячий снег» или «Они сражались за Родину», а из недавнего — михалковское «Предстояние». Ложное ощущение новизны темы сыграло с авторами злую шутку: несмотря на всю их дотошность и буквализм, первое впечатление от фильма — что это уже видел много раз.
Советское кино 1970-х грешило тем, что вся техника была «не родная»; а тут танки «настоящие», немецкие (а не фанерные башни на платформе советского танка Т-64), и все остальное — тоже. Использовались комбинированные съемки с участием макетов. Все это вызывает приятное чувство у тех, кто разбирается, и это объяснимо: фильм поддержало и Военно-историческое общество, и частные реконструкторы. Но тут же возникает привычный перекос: излишнее внимание к деталям костюма или техники при абсолютном, так сказать, бесчувствии к достоверности самой ситуации. Потому что, как заметили журналисты на пресс-конференции, герои фильма (подразделение, где политруком Клочков) неправдоподобно общительны и разговорчивы. Напомним, что к описываемым событиям 316-я стрелковая дивизия, прозванная по имени ее командира «панфиловской», вела ожесточенные бои; ночные переходы, бессонница, мороз; с доставкой питания, как сами авторы признают, беда. При этом герои говорят, не умолкая — по дороге или на отдыхе; сыплют байками или историями. Политрук Клочков объясняет бойцам разницу между родиной и отечеством: «Родина — это там, где живешь, а отечество — как живешь»; такого рода сентенции звучат постоянно. Еще — манера, перенятая из советского кино,— бойцы на передовой, даже под огнем, пошучивают над «фрицем»; так в брежневском кино было принято изображать «народ». На вопрос, кто писал диалоги, режиссер Андрей Шальопа ответил, что он и писал. Однако первое, что приходит в голову,— перед боем, который, скорее всего, окажется последним, люди ведут себя иначе. А тут герои даже в бою — тут мы просим, конечно, прощения у читателей — совершенно как-то вот умудряются обойтись без мата; что также лишает ситуацию достоверности.