На минувшей неделе отмечали юбилей: 25-летие «правительства реформ» Егора Гайдара. По этому случаю в столице прошел круглый стол, собравший вместе бывших участников памятных событий, вспоминавших былое. Не смог прийти только один из приглашенных — Алексей Улюкаев (по уважительной причине: его арестовали)

Огонёк

Россия и мир | Веха

«Мы восстановили в правах человеческое достоинство»

На минувшей неделе отмечали юбилей: 25-летие «правительства реформ» Егора Гайдара. По этому случаю в столице прошел круглый стол, собравший вместе бывших участников памятных событий, вспоминавших былое. Не смог прийти только один из приглашенных — Алексей Улюкаев (по уважительной причине: его арестовали)

Четверть века — срок приличный, именно таким временным «шагом» демографы меряют поколения. Но достаточно ли такого «шага» для российской политики, в которой взгляд и на столетнее прошлое, и даже на Средневековье еще не устоялся? О том, почему сегодня так важно оглядываться назад, «Огонек» поговорил с Геннадием Бурбулисом, одной из ключевых фигур бурных событий в отечественной истории конца 80-х и начала 90-х.

Геннадий Бурбулис, госсекретарь в 1991–1992 годах
Фото: Дмитрий Коротаев

— Геннадий Эдуардович, не рано ли взялись оценивать работу «правительства реформ»? Четверть века для китайцев, например, не срок...

— 25 лет — достаточный исторический период, чтобы взглянуть на себя объективно и ответственно. И, на мой взгляд, нам это удалось, благо на встречу в ВШЭ пришли многие из наших бывших соратников. В мировой истории нет другого прецедента, чтобы члены правительства сохраняли интерес к общению друг с другом и через четверть века, да еще и были бы способны разделить ответственность за нынешнее положение дел в стране. Сегодня уж точно пора перестать оценивать те события и нашу работу в однозначных тонах. Ведь и сегодня «правительство реформ» оценивают с двух полярных подходов: считается, что реформаторы или разграбили страну, или, напротив, сделали верно, но не довели реформы до конца и отсюда многие проблемы.

— «Правительство реформ», по-вашему,— это случайность, стечение обстоятельств или осознанный выбор?

— Это был мудрый своевременный шаг в условиях предельной ситуации с позиции меритократической власти достойных, профессионально образованных, добропорядочных и трудолюбивых.

— Вам и сейчас ситуация в России 1991 года видится как чрезвычайная? Но ведь рестораны работали, жизнь текла, а нехватка продуктов на прилавках перестала быть новостью с конца 80-х...

— Масштабы того системного кризиса до сих пор до конца не осознаны даже профессионалами из числа экономистов. Народ же вообще довольно скоро забыл и пустые прилавки, и реальную угрозу в экономике Союза. Мы получили в наследство разоренную казну, опустошенные системы госрезервов. С ноября 1991 года я еженощно подписывал разнарядки — сколько вагонов муки, цистерн с дизельным топливом, тонн металлоконструкций из госрезервов в срочном порядке куда направить, чтобы не случился коллапс. Весь 1991 год с кульминацией 22 августа страна находилась в состоянии хаоса и чрезвычайной неопределенности. Это довольно четко обрисовал Борис Николаевич Ельцин на V Съезде народных депутатов РСФСР, сказав, что за всю свою историю СССР не находился в таком отчаянном кризисном положении, так что нужны неотложные меры по исправлению ситуации.

— Но ведь закрома-то были! Госрезервы, из которых вы же и черпали. Не было гражданской войны, было союзное правительство и первый (он же последний) президент СССР... Откуда же хаос?

— То, что не было видимой гражданской войны,— счастье и удача. Но война шла иная. Я бы назвал ее квазирелигиозной: само появление ГКЧП и все августовские события имели в основе глубокую веру в советский марксизм сторонников и участников ГКЧП — этого «политического Чернобыля». Демократы верили в иное — в права и свободы человека, демократизацию, нормы права и рыночную экономику. Столкнулись две системы ценностей и верований. И все это на фоне надвигавшегося экономического коллапса — в отсутствие жизненно важных ресурсов и при полной неуправляемости на местах. В такой ситуации любой случайный конфликт грозил обернуться кровопролитием. И никто в то время не кричал о грядущей катастрофе громче тогдашнего премьера Валентина Павлова. Делал он это с маниакальной настойчивостью, желая достучаться до Горбачева, объяснить ему, что у страны две угрозы — демократы и состояние экономики. Так что сегодня, когда мы вычленяем причины радикальных реформ, выясняется, что в немалой степени они объяснялись предсмертными судорогами советской империи. Союзная власть уже не понимала, что происходит в стране и что с этим делать. От того-то август 1991‑го и стал такой неожиданностью для большинства. Хотя призывы и даже попытки ввести чрезвычайные меры уже предпринимались и до этого — тем же Павловым. Он все время требовал дополнительных полномочий для своего правительства.

— Зачем?

— Он явно добивался перераспределения полномочий в пользу правительства. Говорю об этом впервые. Так что сам факт появления ГКЧП был для павловского правительства закономерным шагом. И сделан он был вовремя: 20 августа уже было бы поздно, потому что на эту дату было намечено подписание нового договора Союза суверенных государств (ССГ) — грядущей новой конфедерации. Категорическое неприятие такой перспективы, полное игнорирование того, что происходило в Европе, и экономических реалий внутри страны и привело фанатично верующих в советский путь к такому отчаянному поступку. И не то чтобы они были одиноки: ГКЧП явно симпатизировали некоторые регионы и часть населения мегаполисов, уставшего от пустых прилавков.

— Почему, выиграв в августе 1991-го, вы не пошли дальше в уничтожении советского базиса и надстройки?

— Нельзя забывать, что даже самые ярые демократы были выходцами советской системы. Нас часто упрекают в том, что мы не объявили люстрацию, не распустили Советы... Но ситуация была столь взрывоопасной, что совершать резкие движения по переустройству системы управления было бы губительным и опрометчивым шагом: власти отдельных регионов явно посматривали в сторону гэкачепистов с интересом и ожиданием, и нам приходилось это учитывать. Так что наши реформы — это вынужденный ответ в той ситуации.

— Почему союзное правительство не решилось на столь радикальные преобразования в экономике?

— Почему же? Они тоже пробовали. Провели, например, денежную реформу, которая и лишила россиян всех имевшихся накоплений. Да и до Павлова была сделана попытка придать экономике новый импульс — закон о кооперации, аграрные законы... В иное время и при иных обстоятельствах эти меры могли бы дать эффект, но распад империи — это системный и многофакторный процесс. Я думаю, что наше правительство и оказалось востребованным, потому что полумеры и длительные пошаговые преобразования к сентябрю 1991 года стали уже невозможны. Ведь тогда было мало обозначить задачу и динамично ее решить. Нельзя было ограничиваться латанием дыр в экономике, чем и занимался Павлов, нужен был системный подход. Такое было по плечу только коллективу единомышленников.

— То есть дело было не в правильных «рецептах», а в людях?

— Вся человеческая история — это люди. Все подвиги и мерзости — всегда конкретные личности. История — это сплав событий и людей, способных на те или иные шаги. Наши оппоненты были способны на путч и, сами не желая того, погубили страну, которую старались всеми силами спасти, мы же оказались способны на болезненные реформы.

— Но почему именно болезненные? До этого была программа «500 дней». Почему не взяли на вооружение ее?

— Когда только эта программа появилась, она была хорошим шансом на обновление СССР на новой управленческой концепции экономического выживания. Мы проводили несколько встреч, финальная была с участием Николая Рыжкова, он приезжал к нам в Архангельское, и с ним были такие уважаемые люди, как, например, Евгений Ясин. Был даже протокол подписан между Горбачевым и Ельциным о создании совместной комиссии по сотрудничеству в рамках этой программы. Казалось, что это может быть последняя реальная возможность разделить ответственность и начать работу по существу, но она была упущена — заблокирована Николаем Рыжковым. А время шло, и Союз умирал на глазах...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Изгнание торгующих храмом Изгнание торгующих храмом

Почем нынче церкви?

Огонёк
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Похороны Хрущёва Похороны Хрущёва

Отрывок, описывающий похороны опального политика Никиты Хрущёва

Дилетант
Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза

Как влияние на стиль одежды партнера может быть формой абьюза

Forbes
«Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов «Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов

Почему стоит смотреть новый фильм японского режиссера Рюсукэ Хамагути

Правила жизни
Как подключить телевизор по HDMI Как подключить телевизор по HDMI

Как подключить ноутбук или компьютер к телевизору по HDMI

CHIP
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет

Октановое число в немалой степени определяет эффективность работы двигателя

РБК
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака

Разбираемся, как перестать нищебродствовать и начать жить

Maxim
Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время

Как «убить время» в самолете с пользой?

ТехИнсайдер
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме Японцы сделали робоверсию ожившего трехногого стула из аниме

Инженеры воспроизвели оживший стул без одной ноги и научили его ходить

N+1
Почему все без ума от Тейлор Свифт: разбираемся в феномене Почему все без ума от Тейлор Свифт: разбираемся в феномене

Что делает Свифт особенной артисткой, ставшей ролевой моделью для миллионов?

Psychologies
Вы поразитесь, как собака в семье влияет на маленького ребенка! Узнайте интересные факты Вы поразитесь, как собака в семье влияет на маленького ребенка! Узнайте интересные факты

Взаимодействие с собаками учит детей эмпатии и социальным навыкам

ТехИнсайдер
Выпили — оставили: 7 способов повторно использовать стеклянные бутылки из-под вина Выпили — оставили: 7 способов повторно использовать стеклянные бутылки из-под вина

Как можно оригинально использовать бутылки из-под вина в быту

ТехИнсайдер
Застой политики, движение поэзии: шестидесятники в семидесятые Застой политики, движение поэзии: шестидесятники в семидесятые

Что происходит с поэзией шестидесятников и их позицией после завершения оттепели

Полка
«Все большие сделки случаются после личной встречи» «Все большие сделки случаются после личной встречи»

Что удерживает деловую ивент-индустрию от крайностей

ФедералПресс
Радиосигналы и загадочное око: 7 самых странных объектов во вселенной Радиосигналы и загадочное око: 7 самых странных объектов во вселенной

Некоторые из объектов Вселенной, которые кажутся странными и пугающими

ТехИнсайдер
Больше никаких шуток: как российский тренер покоряет китайскую Суперлигу Больше никаких шуток: как российский тренер покоряет китайскую Суперлигу

Как идут дела у российского тренера Леонида Слуцкого в экзотической лиге

Forbes
Антон Первушин: Существовала засекреченная советская программа слежения за американскими кораблями «Аполлон», летавшими к Луне Антон Первушин: Существовала засекреченная советская программа слежения за американскими кораблями «Аполлон», летавшими к Луне

Почему вокруг космоса существует столько мифов и конспирологических теорий?

СНОБ
Сказочный мир и нетривиальный сюжет: 5 книг в жанре мифологического фэнтези Сказочный мир и нетривиальный сюжет: 5 книг в жанре мифологического фэнтези

Подборка современных книг, которые оперируют мифами разных народов

ТехИнсайдер
Проклятый «Спартак»: все тренеры, которых клуб уволил в XXI веке Проклятый «Спартак»: все тренеры, которых клуб уволил в XXI веке

Все тренера «красно-белых», которые работали в клубе со времен Олега Романцева

Forbes
Как укрепить иммунитет Как укрепить иммунитет

Что поможет повысить иммунитет весной

Здоровье
На счастье На счастье

Как привлечь удачу в свою жизнь и стать везучей

Лиза
Такой непростой насморк Такой непростой насморк

Как облегчить течение аллергического ринита?

Здоровье
Семейные каникулы Семейные каникулы

В Самарской области близким не нужно искать компромиссы

Отдых в России
«Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала» «Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала»

Вспоминания прошлых лет об актрисе Ирине Муравьевой

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении