Культура | Театр
Диалог с неизвестностью
В Москве открывается фестиваль «Net: новый европейский театр». Обозреватель «Огонька» размышляет о том, что может дать актуальный театр современному зрителю
Пойдем в театр? Еще каких-то 20–30 лет назад этот вопрос подразумевал один-единственный сценарий, освященный вековой традицией и знакомый, с незначительными вариациями, всем и каждому. Похожее на храм величественное здание с пожилыми капельдинершами на входе, между вторым и третьим звонком — обязательный бутерброд в буфете, в зале — клонящие в дремоту мягкие пыльные кресла, на сцене — известные актеры, декламирующие узнаваемые тексты. Главное обаяние этого ритуала составляла его убаюкивающая неизменность — из десятилетия в десятилетие, из поколения в поколение. А потом что-то пошло не так. Покупая билет в театр, сегодня мы почти всегда платим за кота в мешке. Спектакль может играться под открытым небом, его декорациями становятся улицы мегаполиса, а главными героями — мы сами вместе с другими зрителями. Театр может настичь нас в музее, и понять, что перед нами именно образец передовой режиссуры, а не выставка актуального искусства, бывает очень непросто. Спектакль может точь-в-точь походить на индивидуальный психотерапевтический сеанс, а может — на заседание парламента, но у всех этих максимально непохожих друг на друга представлений будет нечто общее: приглашение в театр означает сегодня прежде всего предложение сделать шаг в неизвестность.
И это, кажется, лучшее, что может случиться с современным человеком, в жизни которого почти не остается места для неожиданностей, индивидуального опыта, взаимодействия с чем-то незнакомым. GPS-навигаторы услужливо указывают нам путь истинный и нервно реагируют на любую попытку от него отклониться. Реклама диктует что, где и когда покупать и потреблять. Ведущие радио- и теленовостей безапелляционно объясняют, как все обстоит на самом деле. Когда окружающая действительность делает все, чтобы предотвратить возможность постижения реальности опытным путем, сегодняшней сцене и главным ее действующим лицам не остается ничего другого, как вести зрителя нехожеными тропами, пробуждая в нем то, что Томас Манн называл «прорывом из интеллектуального холода в рискованный мир нового чувства». Эта строчка идеально подошла бы в качестве девиза фестивалю «NET: Новый европейский театр»