Россия и мир | Взгляд
Двоечники с цитатником
Затейливая действительность выстраивает с историей неожиданные и порой убедительные параллели
«Великая пролетарская культурная революция» в Китае началась ровно… Нет, давайте сразу скажем главное. Это не о китайцах, или далеко не только о китайцах. Это и о наших персонажах, тоже учиняющих здесь и сейчас свою «культурную революцию», которая не сильно от той, китайской, отличается.
Так вот, «Великая пролетарская культурная революция» в Китае началась вроде как весной 1966 года, с момента, когда кто-то где-то вывесил дацзыбао (рукописный плакат) с соответствующими идеями. Хотя Мао Цзэдун как-то обмолвился, что на самом деле все начиналось даже раньше, в ноябре 1965 года, со статьи левого радикала Яо Вэньюаня. Но сотни миллионов китайцев в их повседневной жизни начало этой революции не ощущали до осени 1966 года, когда все началось всерьез и везде. Дело в том, что летом студентов и школьников отпустили на полгода на каникулы, то есть образование прекратило течение свое, и к осени они начали громить культуру. Так что у нас сейчас — 50 лет этому весьма поучительному событию (и почти 40 лет с момента его завершения — в виде полного разгрома страны).
В СССР события тех лет описывали по большей части как технологию борьбы за власть, за возвращение Мао Цзэдуну контроля над высшим руководством и за моральное, а то и физическое уничтожение его соперников. Ну да, по части борьбы за власть у товарища Мао было все в порядке — это он умел. Но не будем все-таки забывать, что полем битвы была избрана именно культура как таковая, с общим замыслом полностью переписать, начать с нуля всю культуру древней и великой страны.
Что хунвейбины («красные охранники») конкретно делали: закрыли все книжные магазины, продажа книг, кроме цитатника Мао, была запрещена; напали на театры, сожгли даже декорации и костюмы спектаклей Пекинской оперы, театр исчез вслед за книготорговлей, за исключением шести «революционных спектаклей». Еще хунвейбины снесли часть Великой китайской стены, растащив ее на кирпичи. Они насаждали тот стиль одежды, который считали правильным,— резали косы и крашеные волосы у женщин, рвали узкие брюки, отрывали каблуки. Музеи были тоже закрыты (превентивным распоряжением премьера Чжоу Эньлая, который таким путем спас их от разгрома). Ну и травили людей культуры, науки, особенно учителей, заставляя их каяться в том, что несут не ту культуру. Избивали, доводили до самоубийства.