Развивающиеся онлайн-сервисы породили целый пласт экономики

Огонёк

Россия и мир | Тенденция

Бензин на троих

Развивающиеся онлайн-сервисы породили целый пласт экономики

Никита Аронов

–Однажды, когда я ехал из Ижевска, у меня в машине оказались сотрудница краеведческого музея, бодибилдер и стриптизерша. Весело доехали,— вспоминает Ильдар Валеев.

Ильдар не таксист, он специалист по оптовым продажам и автопутешественник. Он регулярно ездит по делам на своей машине из Казани в ближние и не очень ближние города. Уже два года в каждую такую поездку он берет попутчиков, оплачивающих стоимость бензина.

— Самое горячее направление — Нижний Новгород,— говорит Ильдар.— За сутки до поездки выкидываю заявку, и уже через час-два у меня набитая машина.

От Казани до Нижнего всего-то 400 км, но поезд идет девять часов, автобус — восемь. Именно в таких случаях сервисы подбора попутчиков легко занимают свою нишу. На Западе — это признанный альтернативный способ передвижения, который называют английским словом «райдшэринг».

Как только традиционные виды транспорта дают сбой, он тут как тут. Скажем, в январе прошлого года отменили электрички в Вологодской области — к февралю самая крупная в России райдшэринговая площадка BlaBlaCar (ею пользуется и Ильдар Валеев) зафиксировала увеличение числа поездок по региону на 40 процентов. Начался конфликт на востоке Украины, возникли проблемы с транспортом — тут же резкий рост поездок с попутчиками из Донбасса. Отменили электрички между Белгородом и Харьковом — аналогичный эффект.

Французский сервис BlaBlaCar пришел в Россию в феврале 2014-го. Уже через год число пользователей выросло до миллиона. Такого темпа французы, признаются, сами не ожидали.

— В России у нас просто феноменальный рост. Видимо, это оттого, что русские куда больше, чем мы, привыкли ездить в чужих машинах и подвозить друг друга,— рассуждает генеральный директор BlaBlaCar Фредерик Маззелла.

Успех новых онлайн-сервисов уже который раз показывает, что никакого особого пути у российской экономики нет. Наши соотечественники начинают пользоваться ими не менее, а иногда даже более охотно, чем европейцы и американцы. С одной стороны, Маззелла, конечно, прав: наши люди привычны к попуткам и давно не боятся таксистов-частников без шашечек. С другой — состояние традиционных способов передвижения прямо располагает к поиску альтернативы.

Сообщество попутчиков

Впрочем, и во Франции этот сервис появился не от хорошей жизни. В 2003 году под Рождество Фредерику Маззелле надо было уехать из Парижа домой в Вандею. Железнодорожные билеты продавались только на 5 утра, и то чудовищно дорогие по случаю праздника. Выручила младшая сестра, подбросившая брата на своей машине. По дороге Фредерика осенила мысль.

— Я обратил внимание, что все поезда полные, зато все автомобили пустые,— вспоминает он,— и решил сделать сервис для подбора попутчиков.

Новыми были не сами по себе совместные поездки, во Франции эта традиция существует как минимум с 1980-х. Имелись в начале 2000-х и специальные сайты. Но Маззелла, профессиональный айтишник, первым догадался сделать нечто вроде социальной сети или сервиса знакомств. Каждый пользователь его платформы по поиску попутчиков должен был заполнить профиль, выложить фотографию, рассказать о себе (например, курит ли, что слушает и насколько готов поболтать), верифицировать телефон и электронную почту. Уже после этого водители могут размещать данные о предстоящей поездке и устанавливать цену для пассажиров, а потенциальные пассажиры — проситься в попутчики. В итоге делить дорогу приходится уже как будто с не совсем посторонним человеком. После поездки спутники обязательно оставляют друг о друге отзывы, что помогает тщательнее выбирать попутчика в будущем.

Стоимость поездки ограничена, чтобы хватало только на бензин, а заработать на извозе не получалось. Микроавтобусы, например, вообще нельзя зарегистрировать в системе. Для каждой страны и каждого направления есть рекомендованная такса, рассчитанная исходя из расстояния и цен на бензин. Больше, чем в полтора раза, превышать ее нельзя.

Естественно, создатели BlaBlaCar о своей выгоде тоже не забыли. Если первые годы сервис работал бесплатно, то с 2011-го, когда количество французских пользователей перевалило за 2 млн, с пассажиров начали брать 10, а потом и 20 процентов сервисного сбора. Кто же эти люди?

— Большая группа наших французских пользователей — работающие в Париже жители других городов, которые ездят домой на выходные,— рассказывает Фредерик Маззелла.— Еще есть разведенные родители, живущие в разных городах и регулярно передающие друг другу детей.

В общем, имеются целые категории людей, регулярно ездящие по одним и тем же междугородним маршрутам. В России таких очевидно очерченных групп пользователей выделить не получается. Известно только, что аудитория проекта моложе, чем в Европе. В основном это люди, выросшие в эпоху интернета.

Маршруты в России вполне предсказуемые — самые популярные направления между городами-миллионниками: Москва — Санкт-Петербург, Москва — Ростов-на-Дону, Казань — Нижний Новгород, Екатеринбург — Челябинск, Новосибирск — Красноярск. В системе заявок можно найти даже несколько предложений поехать из Москвы во Владивосток — по 8 тысяч рублей на бензин с пассажира. Число пользователей проекта растет, и уже с начала 2017 года компания собирается ввести сервисный сбор. Пока платный райдшэринг будут тестировать на маршруте Екатеринбург — Челябинск.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вода и мир Вода и мир

Перейдет ли человечество на жидкую валюту

Огонёк
Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня Фэншуй: как улучшить отношения при помощи стихии огня

О первой форме энергии и, пожалуй, самой активной из них — стихии Огня.

VOICE
Парящий гигант Парящий гигант

Могло ли какое-то живое существо стать прототипом летающего гиганта, птицы Рух?

Вокруг света
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
«Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов «Зло не существует»: живописная экопритча Рюсукэ Хамагути о нравственном шоке идеалистов

Почему стоит смотреть новый фильм японского режиссера Рюсукэ Хамагути

Правила жизни
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
По клеточкам По клеточкам

Неужели пептиды действительно способны подарить нам вечную молодость?

Лиза
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза Капроновый чулок на голове: как попытка переодеть партнершу может быть формой абьюза

Как влияние на стиль одежды партнера может быть формой абьюза

Forbes
Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет Октановое число: суть вопроса простыми словами, и на что оно влияет

Октановое число в немалой степени определяет эффективность работы двигателя

РБК
Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака Как уйти от психологии бедняка: 4 лайфхака

Разбираемся, как перестать нищебродствовать и начать жить

Maxim
Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале Окно в старый свет. Чего ждать от 60-й Венецианской биеннале

Что ждать от старейшего форума современного искусства?

СНОБ
Сочувствие парню Месть Сочувствие парню Месть

«Манкимен»: идеальное кино по версии Дева Патела

Weekend
Как подключить телевизор по HDMI Как подключить телевизор по HDMI

Как подключить ноутбук или компьютер к телевизору по HDMI

CHIP
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Дина Насырова: Быть ювелиром в России чрезвычайно трудно Дина Насырова: Быть ювелиром в России чрезвычайно трудно

Дина Насырова о глобальных проблемах отечественной ювелирной индустрии

СНОБ
Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться

Как разорвать этот порочный круг и победить чувство лени

ТехИнсайдер
Мафиози, байкер, отец Супермена. Марлону Брандо — 100 лет Мафиози, байкер, отец Супермена. Марлону Брандо — 100 лет

Знаковые роли крестного отца Марлона Брандо

СНОБ
Шариковая ручка: долгий путь к человеку Шариковая ручка: долгий путь к человеку

История обычной шариковой ручки

Зеркало Мира
5 инноваций, которые помогли тепловозам побороть паровозы 5 инноваций, которые помогли тепловозам побороть паровозы

Лишь в 1960-х стало окончательно понятно, что паровозу не тягаться с дизелем

ТехИнсайдер
Как Тамара де Лемпицка принесла образ независимой женщины в искусство Как Тамара де Лемпицка принесла образ независимой женщины в искусство

История художницы Тамары де Лемпицки

Forbes
Год Дракона Год Дракона

Китайские драконы, царящие на российском автомобильном рынке

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Котокафе и йога со щенками: почему эксперты резко против «развлечений» с животными Котокафе и йога со щенками: почему эксперты резко против «развлечений» с животными

Почему контактные зоопарки, кафе с котами и квесты со зверями опасны?

Forbes
Существует ли дружба между мужчиной и женщиной: объясняет психолог Существует ли дружба между мужчиной и женщиной: объясняет психолог

Зачем мужчинам и женщинам дружить и возможно ли это?

РБК
Самые надежные бензиновые и дизельные двигатели в мире Самые надежные бензиновые и дизельные двигатели в мире

ТОП-6 самых надежных двигателей в мире

РБК
Поздравлять бывшего с днем рождения или нет: мнения психологов Поздравлять бывшего с днем рождения или нет: мнения психологов

Нужно ли полностью игнорировать существование бывшего партнера?

Psychologies
Паразит рептилий два года прожил в глазу поевшей крокодилятины конголезки Паразит рептилий два года прожил в глазу поевшей крокодилятины конголезки

Врачи извлекли из глаза молодой женщины личинку пятиустки Armillifer grandis

N+1
Электронный кошелек Электронный кошелек

Когда электронный кошелек — это удобно, а когда нужно быть особенно осторожной

Лиза
Как зародился образ женщины-домохозяйки и при чем здесь капитализм Как зародился образ женщины-домохозяйки и при чем здесь капитализм

В какой момент женщина стала ответственной за домашний уют?

Psychologies
Петербург — столица стритвира Петербург — столица стритвира

Суровый вайб южных городских окраин — в сердце бренда Питерский Щит

Собака.ru
Открыть в приложении