Россия и мир | Тенденция
Бензин на троих
Развивающиеся онлайн-сервисы породили целый пласт экономики
–Однажды, когда я ехал из Ижевска, у меня в машине оказались сотрудница краеведческого музея, бодибилдер и стриптизерша. Весело доехали,— вспоминает Ильдар Валеев.
Ильдар не таксист, он специалист по оптовым продажам и автопутешественник. Он регулярно ездит по делам на своей машине из Казани в ближние и не очень ближние города. Уже два года в каждую такую поездку он берет попутчиков, оплачивающих стоимость бензина.
— Самое горячее направление — Нижний Новгород,— говорит Ильдар.— За сутки до поездки выкидываю заявку, и уже через час-два у меня набитая машина.
От Казани до Нижнего всего-то 400 км, но поезд идет девять часов, автобус — восемь. Именно в таких случаях сервисы подбора попутчиков легко занимают свою нишу. На Западе — это признанный альтернативный способ передвижения, который называют английским словом «райдшэринг».
Как только традиционные виды транспорта дают сбой, он тут как тут. Скажем, в январе прошлого года отменили электрички в Вологодской области — к февралю самая крупная в России райдшэринговая площадка BlaBlaCar (ею пользуется и Ильдар Валеев) зафиксировала увеличение числа поездок по региону на 40 процентов. Начался конфликт на востоке Украины, возникли проблемы с транспортом — тут же резкий рост поездок с попутчиками из Донбасса. Отменили электрички между Белгородом и Харьковом — аналогичный эффект.
Французский сервис BlaBlaCar пришел в Россию в феврале 2014-го. Уже через год число пользователей выросло до миллиона. Такого темпа французы, признаются, сами не ожидали.
— В России у нас просто феноменальный рост. Видимо, это оттого, что русские куда больше, чем мы, привыкли ездить в чужих машинах и подвозить друг друга,— рассуждает генеральный директор BlaBlaCar Фредерик Маззелла.
Успех новых онлайн-сервисов уже который раз показывает, что никакого особого пути у российской экономики нет. Наши соотечественники начинают пользоваться ими не менее, а иногда даже более охотно, чем европейцы и американцы. С одной стороны, Маззелла, конечно, прав: наши люди привычны к попуткам и давно не боятся таксистов-частников без шашечек. С другой — состояние традиционных способов передвижения прямо располагает к поиску альтернативы.
Сообщество попутчиков
Впрочем, и во Франции этот сервис появился не от хорошей жизни. В 2003 году под Рождество Фредерику Маззелле надо было уехать из Парижа домой в Вандею. Железнодорожные билеты продавались только на 5 утра, и то чудовищно дорогие по случаю праздника. Выручила младшая сестра, подбросившая брата на своей машине. По дороге Фредерика осенила мысль.
— Я обратил внимание, что все поезда полные, зато все автомобили пустые,— вспоминает он,— и решил сделать сервис для подбора попутчиков.
Новыми были не сами по себе совместные поездки, во Франции эта традиция существует как минимум с 1980-х. Имелись в начале 2000-х и специальные сайты. Но Маззелла, профессиональный айтишник, первым догадался сделать нечто вроде социальной сети или сервиса знакомств. Каждый пользователь его платформы по поиску попутчиков должен был заполнить профиль, выложить фотографию, рассказать о себе (например, курит ли, что слушает и насколько готов поболтать), верифицировать телефон и электронную почту. Уже после этого водители могут размещать данные о предстоящей поездке и устанавливать цену для пассажиров, а потенциальные пассажиры — проситься в попутчики. В итоге делить дорогу приходится уже как будто с не совсем посторонним человеком. После поездки спутники обязательно оставляют друг о друге отзывы, что помогает тщательнее выбирать попутчика в будущем.
Стоимость поездки ограничена, чтобы хватало только на бензин, а заработать на извозе не получалось. Микроавтобусы, например, вообще нельзя зарегистрировать в системе. Для каждой страны и каждого направления есть рекомендованная такса, рассчитанная исходя из расстояния и цен на бензин. Больше, чем в полтора раза, превышать ее нельзя.
Естественно, создатели BlaBlaCar о своей выгоде тоже не забыли. Если первые годы сервис работал бесплатно, то с 2011-го, когда количество французских пользователей перевалило за 2 млн, с пассажиров начали брать 10, а потом и 20 процентов сервисного сбора. Кто же эти люди?
— Большая группа наших французских пользователей — работающие в Париже жители других городов, которые ездят домой на выходные,— рассказывает Фредерик Маззелла.— Еще есть разведенные родители, живущие в разных городах и регулярно передающие друг другу детей.
В общем, имеются целые категории людей, регулярно ездящие по одним и тем же междугородним маршрутам. В России таких очевидно очерченных групп пользователей выделить не получается. Известно только, что аудитория проекта моложе, чем в Европе. В основном это люди, выросшие в эпоху интернета.
Маршруты в России вполне предсказуемые — самые популярные направления между городами-миллионниками: Москва — Санкт-Петербург, Москва — Ростов-на-Дону, Казань — Нижний Новгород, Екатеринбург — Челябинск, Новосибирск — Красноярск. В системе заявок можно найти даже несколько предложений поехать из Москвы во Владивосток — по 8 тысяч рублей на бензин с пассажира. Число пользователей проекта растет, и уже с начала 2017 года компания собирается ввести сервисный сбор. Пока платный райдшэринг будут тестировать на маршруте Екатеринбург — Челябинск.