«Центр профилактики правонарушений», действующий под крышей общественного движения «Офицеры России», был мало кому знаком, пока не прославился скандальным срывом выставки американского фотографа Джока Стерджеса. Между тем уже год эта организация по собственному почину и без надзора патрулирует подмосковные электрички. «Огонек» изучил ее изнутри

Огонёк

Общество | Феномен

Безнадзорный патруль

«Центр профилактики правонарушений», действующий под крышей общественного движения «Офицеры России», был мало кому знаком, пока не прославился скандальным срывом выставки американского фотографа Джока Стерджеса. Между тем уже год эта организация по собственному почину и без надзора патрулирует подмосковные электрички. «Огонек» изучил ее изнутри

Никита Аронов

–Бить никого нельзя. Все надо на словах разруливать. Хотя я не понимаю, как не служивший в армии человек может тут работать,— старший смены Николай смерил меня недоверчивым взглядом.

Облик самого Николая не оставлял сомнений, что он-то служил. Под пятнистый омоновский камуфляж с нашивками «Центр профилактики правонарушений» была поддета тельняшка, а там, где затылок переходит в шею, красовалась армейская татуировка: парашют с надписью СКВО, то бишь Северо-Кавказский военный округ. Служил Николай по контракту в Чечне, но уже после войны. Уверяет, что не просто в десанте, а в спецназе. Подчиненный Николая Роман (тоже в камуфляже и с нашивками) сильно моложе и не такой опытный. Его служба проходила в войсках воздушно-космической обороны. И я с ними — стажер в штатском.

Быстрым шагом, громыхая дверями тамбуров, мы втроем идем по набитой после утреннего перерыва электричке Москва — Голутвин. Пассажиры косятся на людей в форме с опаской. В очередном тамбуре Николай делает Роману знак рукой, тот останавливается, достает телефон и начинает снимать через стекло: у нас «объект» — продавец мыльных пузырей. Через несколько секунд входим в вагон и жестоко нарушителя «накрываем»: требуем немедленно прекратить торговлю и сойти с поезда.

— А что вы мне сделаете? — торговец, молодой еще мужчина, безмятежно улыбается прямо в лицо.

— Сейчас я звоню и вызываю наряд,— блефует Николай.

— Ничего вы не вызовете. И прав у вас никаких нет. Я тут уже 20 лет работаю.

Даже мне, стажеру, становится обидно и досадно. Но прав действительно нет. И остается делать, как старшие товарищи с нашивками: грозно поглядеть на «объект» и двигаться дальше — в следующий вагон…

Главное — торговля

Устроиться в «Центр профилактики правонарушений» оказалось проще простого. Достаточно было позвонить в «Офицеры России» и сказать, что нужна работа, как мне дали телефон некоего Романа Николаевича.

— Платим мы 40 тысяч в месяц. Если будете хорошо работать, то 50. Нам нужны четкие мужики, которые хотят навести порядок, желательно носившие погоны. Но можно и без этого, главное, чтобы человек был идейный,— объяснил Роман Николаевич.

После этого меня отправили в пробное патрулирование под началом Николая. Диспозиция такая: с 11 утра до 8 вечера мы должны были ездить туда-сюда по Казанской ветке железной дороги и следить за порядком. Прежде всего за порядком в торговле.

— Помните, что в случае чего вы — простые граждане. Дружинник без полиции ничего не может делать, а обычный гражданин может,— напутствовал меня по телефону Роман Николаевич.— Наши главные враги — нелегальные торговцы в электричках. Они продают людям некачественные товары.

С ними мы и боролись. Вообще-то торговцы нас явно боялись и чаще всего по первой просьбе прятали товар и выходили из поезда. Некоторые униженно просили проехать в тамбуре до следующей станции, и Николай им милостиво разрешал. Но были и «подкованные», как тот — с мыльными пузырями. С ними все шло не так гладко. То есть никак не шло.

На очередном перегоне в районе Люберец мы обнаружили двух молодых людей в спортивных куртках, мирно пьющих пиво. Роман, как обычно, снял их на телефон, а Николай попросил убрать бутылки. Парни сперва подчинились, но потом вышли к нам в тамбур и начали предъявлять претензии. Они оказалось крепкие, большого роста, а один еще и записывал разговор на телефон.

— Вы что за контора такая? — с наездом спросил он.— Вы это все зачем снимали? Мы не хотим, чтобы наше видео появилось в интернете.

— Нет, мы только для внутреннего пользования,— примирительно отвечал Николай.

Молодые люди вернулись в вагон и пиво уже не прятали. А я как стажер подметил: чем агрессивнее вели себя нарушители порядка, тем мягче становились представители «Центра профилактики правонарушений». Оно и понятно: сказано же, «бить никого нельзя».

Чистильщики

— Курил, курю и буду курить,— на требование Николая бросить сигарету мужчина на перроне станции Удельная только демонстративно затянулся.— А тебе могу челюсть сломать, давай с платформы выйдем. Или я вас всех троих тут же положу.

Выглядел он колоритно: темные очки, зачесанные назад волосы на манер Стивена Сигала, спортивные штаны, барсетка. Он явно готов был размяться. Без лишних слов курильщик толкнул Николая в грудь. Тот поднырнул под руку и толкнул курильщика в спину. Он снова толкнул Николая в грудь. Повторяющиеся движения начинали напоминать какой-то танец со сложными фигурами. Но через минуту толчки как-то сошли на нет, а разговор неожиданно принял доброжелательный характер.

— Я же понимаю, что курить не надо, вот специально от людей подальше отсел. А вам нужно таблички повесить, что здесь тоже курить нельзя, тогда и недопонимания не будет,— начал советовать курильщик.— Еще вам надо обязательно распечатать все законы, о которых вы говорите, чтобы показывать, если люди спросят.

Разговор пошел вполне себе мирный, переходящий в «про жизнь». Вскоре мужчина признался, что он еще и идейный безбилетник:

— Мне 50 лет, у меня трое детей. Цены растут, а детские пособия нет. Так что, пока силы есть, я лучше на платформу залезу, зато детям шоколадку куплю.

Дружинники понимающе кивали. Друг на друга не смотрели: профилактика правонарушения явно не задалась.

На станции Выхино у Николая и Романа сели телефоны, а без них патрулировать нельзя. Надо ведь сообщать о своих перемещениях в режиме онлайн, да еще и снимать нарушителей на видео. Рации и видеорегистраторы у «Центра профилактики правонарушений» тоже есть, но они, скорее, для красоты.

Подзарядить телефоны согласилась только тетушка — контролер билетов. Так что мы отправились курить и ждать. Тут внимание Николая привлекла сидящая в сторонке пара бомжей:

— Вставайте, не на курорте. Развалилась тут всякая нечисть.

— А ты что, чистильщик хренов? — огрызнулась бомжиха.

— Да, чистильщик,— в голосе Николая впервые за весь день появился пафос.— Чищу такую грязь, как вы.

Мы уже шли в сторону станции, а старший смены все не мог успокоиться.

— Видит, сволочь, что народу много, оттого и смелая. А так дать бы ей пару раз…

«Центр профилактики правонарушений» прославился после того, как блокировал фотовыставку в Центре братьев Люмьер
Фото Алексей Абанин

Нормальная работа

Сегодня зарплатный день, и патрульные нервничают: переведут деньги на карточку или нет. У Николая осталось 200 рублей, у Романа в карманах пусто.

— Не, ты не думай, здесь аккуратно платят,— успокоил Николай.— Но на 50 тысяч не рассчитывай, столько получаю я, старший смены. А тебе 40 дадут. Еще 12,5 тысячи вычтут за форму, там и бушлат, и обувь — все вместе.

Понимая, что подчиненные на мели, Николай купил на всех глазированные сырки и колу. Ему вообще не чужды человеческие поступки. Увидев поднимающуюся по лестнице маму с коляской, бросается помогать. Встретив мужчину с лабрадором, просит разрешение погладить собаку. А некоторым торговцам в электричках даже сочувствует:

— На ярославском направлении есть один дед, он зелень продает со своего огорода. Когда входит, на весь вагон пахнет. Таких мы не трогаем.

Старший смены в глубине души понимает, что занят чем-то не тем. Он болтается в Москве уже два года, все это время работает охранником и пытается найти нормальную (по деньгам, разумеется) работу. Без московской прописки это трудно, точнее, по его опыту практически невозможно. А родом Николай из шахтерской части Ростовской области. Пробовал и в метро пойти, и в полицию — не взяли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Считать от МРОТ Считать от МРОТ

Оплату труда учителей ждет реформа

Огонёк
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
В поисках Моны Лизы В поисках Моны Лизы

Юрий Шевченко отправился в Португалию, чтобы написать этюды иберийской природы

Дилетант
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными

Возможно ли, что у самолетов будут бесшумные двигатели? Это вполне реально.

ТехИнсайдер
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Maxim
Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит

Минэкономразвития пересмотрело трехлетний прогноз экономического развития

Forbes
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Чем мыши отличаются от крыс Чем мыши отличаются от крыс

Почему нам нравятся мыши, но раздражают крысы? В чем между ними разница?

ТехИнсайдер
Год Дракона Год Дракона

Китайские драконы, царящие на российском автомобильном рынке

RR Люкс.Личности.Бизнес.
13 пород собак с самым крепким здоровьем 13 пород собак с самым крепким здоровьем

Захотели обзавестись четырехлапым другом? Тогда обратите внимание на эти породы

ТехИнсайдер
Оземпик: чем опасен препарат, который якобы помогает похудеть Оземпик: чем опасен препарат, который якобы помогает похудеть

Так ли безопасен Оземпик и можно ли худеть с его помощью?

Psychologies
Топографический кретинизм: почему некоторые люди постоянно теряются и как с этим бороться Топографический кретинизм: почему некоторые люди постоянно теряются и как с этим бороться

Топографический кретинизм: что это за расстройство и можно ли от него избавиться

ТехИнсайдер
Китай: наполовину запланированный кризис Китай: наполовину запланированный кризис

Что происходит с экономикой Поднебесной

Деньги
Почему с возрастом время течет быстрее Почему с возрастом время течет быстрее

Школьные каникулы могут показаться вечностью, но только не для взрослых… Почему?

ТехИнсайдер
Андрей Богатырев: «Кино — это прежде всего миф» Андрей Богатырев: «Кино — это прежде всего миф»

Режиссер Андрей Богатырев о том, как кино интерпретирует историческую реальность

Монокль
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь: история самых популярных российских сатирических журналов в иронических набросках Над кем смеетесь? Над собой смеетесь: история самых популярных российских сатирических журналов в иронических набросках

Разбираемся в истоках комического в литературе и искусстве

Правила жизни
Открыть в приложении