Культура | Персона
«Фантазии помогли мне выжить»
На российские экраны вышел новый фильм Стивена Спилберга «Большой и добрый великан» по одноименному бестселлеру Роальда Даля. «Огонек» поговорил с великаном кинематографа
– Вы возвращаетесь к своей ранней стилистике — «Близкие контакты третьей степени», «Инопланетянин»… То есть к сказкам. Зачем?
— Чудеса не происходят с нами ежедневно, когда мы отводим детей в школу, спешим на работу или сидим за ужином с семьей. Но чтобы жить, нам всем необходимы позитивные эмоции, вера в себя. Нам нужен оптимизм. Если у нас его не будет и мы перестанем бороться за свои ценности, тогда мир не будет развиваться в нужном и правильном направлении. Любовь к сказке у меня возникла в раннем возрасте. Сначала сказки читали нам — мне и моим трем сестрам — наши родители. Потом родители познакомили нас с кино. Моими первыми фильмами стали картины Уолта Диснея. И хотя многие из его картин, например по сказкам братьев Гримм, вызывали у нас страх, все его истории хорошо заканчивались и давали надежду на будущее. Люди начинают фантазировать и забываться в мечтах, когда реальная жизнь доставляет им мало радости и будни разочаровывают. Так было и у меня. В детстве моя семья часто переезжала с места на место, поэтому у меня никогда не было настоящих друзей. В школах, которые я посещал, а затем и в колледже я был инородным элементом, надо мной часто издевались, нередко я приходил домой с разбитым носом. Раннее увлечение кинематографом и сказками помогло мне выжить. В какой-то момент мои родители пожалели, что привили мне любовь к ним. Я начал ими чрезмерно увлекаться и видеть вещи, которых не было на самом деле. Нередко отцу и матери казалось, что у меня имеются серьезные психические отклонения. Они грозились отвести меня на обследование к врачу. Вероятно, именно эти «психические отклонения» и способствовали моей замечательной карьере в кино. Наверное, большинство людей, работающих в этом бизнесе, имели в детстве подобные «отклонения», чрезмерно фантазировали и любили сказки. Видимо, и теперь их любят. И нет, я не возвращаюсь к своим ранним картинам — они меня просто никогда и не покидали. Даже когда я создавал другие фильмы — исторические и социальные драмы,— я всегда надеялся, что однажды мне снова удастся вернуться к жанру, где я наилучшим образом смог бы применить свои качества «сказочника».
— В ваших картинах всегда присутствует один и тот же персонаж. Если это взрослый, то наивный, мечтательный и простодушный. Противостоящий нормальным и здравомыслящим остальным. Но чаще — просто дети, которые всегда оказываются умнее взрослых…
— Не думаю, что я делал подобные заявления и показывал в своих картинах «умных детей» и «глупых взрослых». Однако я действительно считаю, что ребенок по своей природе ближе к истине, чем любой взрослый.