Неделя | Эпицентр
Мода не в моде
Мир моды уже не будет прежним — меняется все, от того, что мы носим, до того, где и как мы это покупаем. В будущее фешен-индустрии попытался заглянуть «Огонек»
У модельеров и их поклонников завершается горячий сезон: в феврале и марте прошли главные мировые недели моды — лондонская, парижская, миланская и нью-йоркская, а также наша — московская. Столичная неделя моды сегодня привлекает не только дефиле, но и форматом экспертных конференций, где аналитики пытаются определить основные контуры модного будущего — от виртуальной реальности и «умных» материалов до конца эпохи глянца и перспектив онлайн-торговли. Прогноз неоднозначен: новые технологии действительно все сильнее меняют мир моды, однако эти изменения сложнее, чем кажутся.
Давайте познакомимся — Френсис Битани, американский дизайнер, один из пионеров 3D-печати. Несколько лет назад он буквально взорвал мир моды: представил публике платье, созданное на 3D-принтере специально для популярной бурлеск-дивы Диты фон Тиз. Нейлоновое одеяние скреплялось 3 тысячами соединений и было украшено 12 тысячами кристаллов Swarovski, но поражало не этим, а открывающимися перспективами. По сути, Битани проложил дорогу остальным коллегам, которые сейчас экспериментируют в том же направлении: например, художнику из Лос-Анджелеса Айману Ахтару, создающему наряды а-ля «Звездный путь» со светодиодной подсветкой, или испанцу Игнасио Гарсии, печатающему 3D-кроссовки из инновационного эластичного волокна... Но будущее моды, конечно, не только за 3D-печатью. Самые обыкновенные, казалось бы, вещи сегодня «умнеют» на глазах.
— Уже налажено экспериментальное производство новых высокотехнологичных тканей c вмонтированными датчиками, измеряющими давление или, скажем, пульс человека, с использованием нанотехнологий. Пока это узкий сегмент рынка, но так будет не всегда,— говорит Ольга Вайнштейн, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ.— Технологии вообще сдвигают границы нашей телесности: мы ведь постоянно взаимодействуем с гаджетами. Мода вынуждена подстраиваться: вспомните хотя бы появление карманов, сумочек или футляров для мобильных телефонов, айпадов — их дизайн менялся вслед за эволюцией этих устройств.
Как скоро уникальные ткани и материалы окажутся доступны потребителю? Эксперты указывают на ряд препятствий: ну, например, технологи так и не решили, куда, собственно, прятать батарейки? Или вот еще проблема: стирка. Обидно залить водой и испортить дорогостоящую электронику, значит, нужно придумывать новые способы борьбы с грязью, например системы самоочистки...
Людмила Алябьева, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», с оптимизмом смотрит в будущее: технологии развиваются очень быстро, так что ждать осталось недолго. По словам эксперта, обычно все начинается с дорогих марок — они первыми идут на эксперименты, но затем происходит постепенная демократизация, и вот уже умные ткани, изначально созданные для медицины или ВПК, оказываются широко доступны.
— Похожая ситуация с 3D-печатью,— говорит эксперт.— Сегодня демонстрируют экспериментальную одежду и обувь, но скоро у каждого из нас, вполне возможно, будет свой персональный 3D-принтер для распечатки одежды, так же как сейчас у каждого стоит персональный компьютер или ноутбук.
Меняется, впрочем, не только одежда: в прошлое могут уйти и старые добрые бутики. Не верите? И зря: своего рода супермаркет будущего в декабре прошлого года открыла в Сиэтле (США) компания Amazon. Покупатель просто приходит туда, выбирает, что ему нравится, и уносит это домой — специальные сенсоры запоминают его выбор, а система сама списывает сумму со счета. Занятно, что идея уже взята на вооружение и в мире моды: нью-йоркский дизайнер Ребекка Минкофф использовала похожую технологию для своего бутика, пишет Forbes. Идеология проекта: избавить клиента от оценивающих взглядов консультантов — как это было в знаменитом фильме «Красотка» с Джулией Робертс. Но и это еще не все перемены: как насчет «умных» примерочных, где можно не только примерить одежду, но и подобрать к ней аксессуары и даже дистанционно вызвать консультантов с вещью нужного размера?