Неделя. Своими глазами
Самоизбранный народ
Санкт-Петербург — колыбель трех русских революций. к столетию второй из них, 11 марта 1917-го (26 февраля по старому стилю), монархисты приурочили «имперский форум». «Огонек» присмотрелся: кто сегодня в России поднимает имперский триколор и тоскует по монархии?
Белые колонны, имперские черно-желто-белые флаги, плакаты с героями (верными Отечеству и государю) и антигероями: (изменниками-февралистами)… Стилистику «Имперского форума» в «Георгиевском» (разумеется!) зале Конгресс-холла на Васильевском острове организаторы подобрали тщательно и со значением.
Само мероприятие посвящено итогам Февральской революции (формулировка оригинала: «Столетие Февральского переворота. От катастрофы к возрождению»). Но речь не только об «отправной точке русской цивилизационной катастрофы, продолжающейся до настоящего времени». Речь и о «поисках путей роста традиционной русской государственности», то бишь о тактике на будущее. При этом с настоящим прошлое перемешено основательно. Скажем, на мониторе — кадры фильма о Февральской революции. Тут же столики с «сопутствующими товарами»: флажки и книги «дружественных организаций», которые рассказывают о ГМО, нынешних событиях на Украине или о Павле I, радетели памяти которого осторожно проводят идею канонизации. На проведение форума скинулись две организации: Русское имперское движение (РИД) и Координационный совет патриотических сил Санкт-Петербурга. Свои размышления о Феврале представили 14 докладчиков, посетителей было около 200. Впрочем, на данном этапе, считают организаторы, важна не численность. «На форум придет элита национально-консервативных политических и общественных сил», — обещало видео, выложенное на сайте Русского имперского движения накануне события. Ролик был записан в штаб-квартире РИДа (по совместительству в фирме координатора Русского имперского движения в Петербурге Станислава Воробьева) на Большом проспекте Петроградской стороны.

Фото: Александр Петросян
Кто такие имперцы
«Имперский форум» — это впервые, но опыт все же имеется: в 2011-м РИД организовывал «Имперскую ассамблею». Говорили на той ассамблее о легитимности. И пришли к выводу: официально Российская империя не прекратила существования, попросту говоря, формально «монархия существует». Что касается Русского имперского движения, то оно, конечно, сильно моложе.
— РИД ведет отсчет с 2002-го, с момента выхода первого своего журнала «Имперский курьер» (орган Русского имперского движения). Тогда скооперировалось несколько организаций в Санкт-Петербурге: Российский имперский союз-орден, представители которого, эмигранты первой волны — братья Дмитрий и Константин Веймарны, приехали из Канады; Всероссийская партия монархического центра, а также мелкие участники в виде редакций «дружественных СМИ»,— перечисляет Станислав Воробьев.
Ему 56 лет, он юрист, возглавляет собственную юридическую фирму. К православию пришел лет 20 назад, позже осознал себя монархистом и русским националистом. Считает, что православие в русском человеке заложено генетически и реализуется в «этических ценностях». РИД, объясняет Воробьев, сетевая организация, не иерархическая: в каждом городе свое отделение. Проект низкобюджетный, существует, по словам руководства, на добровольные пожертвования и средства от доходов издательства (выпускает книги, газету). Есть сайт, группы в соцсетях («В контакте», например, в группе РИДа 9796 человек, правда, сколько из них реальных монархистов, а сколько диванных и ботов — вопрос). В общем, интерес есть. А вот членского учета нет. Поддерживает националистов-монархистов (так они себя позиционируют) партия «Великая Россия», но, говорит Воробьев, только идеологически. Об имперском движении в целом он рассказывает «соборно» — через «мы»: — РИД имеет облачную структуру, в нее входят десятки городов, — говорит Воробьев. — Но точного числа членов не назовет никто. Достаточно объявить себя сторонником РИДа. Руководство РИДа на местах не принимает новых членов, но может поставить вопрос об их публичном исключении при совершении порочащих организацию поступков. Скажем, при смене православной веры. Наша организация политическая, следовательно, предполагает взятие власти. Это цель стратегическая, подразумевающая восстановление традиционной российской государственности. Тактика куда шире: просвещаем население, рассказываем об истории Российской империи. Мы считаем русский народ вторым богоизбранным после израильского. Мы, русские, новые иудеи! Но богоизбранность — это крест, этому званию нужно соответствовать. Если бы мы соответствовали 100 лет назад этому статусу, революции не было бы. К счастью, грязь с человеческой и коллективной души можно смыть покаянием. Внутри душа всегда чистая…