Неделя. Эпицентр
Уценка качества
Надзорные органы будут по-новому проверять качество топлива на АЗС — не в лабораториях, а на месте, с помощью экспресс-тестирования. Инициативу поддержали эксперты и уточнили: плохое горючее — это всего лишь капля в море некачественной продукции в России
Иметь автомобиль в нашей стране — дело рискованное. Нарваться на поддельное топливо можно почти на каждой четвертой независимой автозаправке либо на каждой седьмой сетевой. Основные беды — превышение в горючем концентрации серы, метилового спирта, железа, завышение октанового числа бензина и подмена дизельного топлива судовым, которое не облагается акцизом. Сколько аварий, поломок, износа автомобилей такое топливо спровоцировало — неизвестно. Зато известно, что кампания против некачественного горючего началась после публичного осуждения ситуации президентом Путиным весной 2015 года, когда был установлен антирекорд: нарушения выявлены почти на 43 процентах автозаправок. Не секрет, что в запуске кампании были заинтересованы и крупные сети АЗС.
И вот на прошлой неделе Росстандарт объявил о внедрении с апреля экспресс-тестирования топлива, которое должно заменить долгие и дорогостоящие лабораторные проверки и которое позволит оперативнее привлекать к ответственности нарушителей. Эксперты рынка поддержали нововведение — блеснул луч света в темном царстве российского потребительского рынка! Ведь доля некачественной продукции, по разным оценкам, составляет от 10 до 80 процентов в различных категориях товаров.
Главный алармист в стране, похоже, Россельхознадзор: по его заявлениям, не столкнуться с подделкой можно разве только при покупке яиц. Роспотребнадзор, в свою очередь, уверяет, что положение не такое уж страшное. Его проверки показывают: в 2016 году доля некачественной продукции по содержанию химических соединений (в основном нитратов) в среднем — 0,6 процента, стабильно выше она в плодах и овощах — 1,3 процента и импортных арбузах и дынях — 5,8 процента. Доля товаров с нарушением микробиологических показателей — 4,3 процента, выше (5–7 процентов) — в молочке, мясе птицы, кондитерских изделиях. Лидеры фальсификата (то есть когда маркировка не соответствует свойствам товара) — молочные консервы, проще говоря, сгущенка (8 процентов) и мясные консервы (5,3 процента).
Службы расходятся в оценках по понятной причине: первая озабочена качеством, вторая судит о безопасности. К тому же эта заочная полемика, конечно, не без подоплеки — между службами идет борьба за контрольные функции. Роспотребнадзор по закону следит за товарами в магазинах, а Россельхознадзор — за работой ветеринарных служб в регионах и настаивает на том, что стране нужна единая система контроля — от поля до прилавка.
Оценкой качества продукции у нас сегодня занимаются самые разные организации — тема-то горячая. Однако они устраивают выборочные проверки по отдельным категориям товаров и полной картины не дают. Некоммерческий Росконтроль, в частности, пугает некачественной колбасой (все пробы с нарушениями) и даже бутилированной водой для детей (2/3 образцов не соответствуют нормам). Приправительственное Роскачество, в свою очередь, установило, что минимум четверть шоколада на рынке так называться не может: вместо какао-масла в нем дешевые растительные масла. И это в лучшем случае, в худшем — вредные трансжиры.
Так и получается, что качество продукции в конечном счете — это объективная реальность, данная потребителю в ощущениях. «Россияне ориентируются прежде всего на свой опыт: понравился товар — продолжают покупать,— замечает Алексей Гражданкин из ”Левада-центра“.— Однако растет доля тех, для кого главное — низкая цена». Защитники прав потребителей отмечают, что снижение качества товаров — очень болезненная тема и количество жалоб, поступающим к ним, в последние годы существенно выросло. Основная причина? Кризис и продовольственные антисанкции.