Наука | Физика
Давление на атом
Ученые из Гарварда впервые получили лабораторным путем металлический водород. В теории это шаг к тому, чтобы полететь к другим планетам и создать принципиально новые накопители энергии. Часть научного мира сенсации не верит. Чтобы разобраться, «Огонек» связался с автором исследования Исааком Сильверой
Чтобы получить образец металлического водорода размером в одну сотую миллиметра, ученые использовали особую установку со сверхпрочной алмазной наковальней — без нее было нереально создать давление, схожее с давлением внутри планет типа Юпитера, и охладить водород до минус 268 градусов С. В итоге жидкий водород, похожий на прозрачное стекло преобразовался в вещество с металлическим блеском. Успех эксперимента, о котором физики из Гарвардского университета сообщили на страницах журнала Science, научный мир буквально взорвал: множество научных коллективов безуспешно стремились к этому результату уже полвека.
— Я и сам начал работать над созданием металлического водорода 45 лет назад, еще в Университете Амстердама,— признается «Огоньку» главный герой состоявшейся сенсации профессор Исаак Сильвера из Гарварда (США).— И это того стоило: металлический водород имеет удивительные свойства высокотемпературного сверхпроводника (способность некоторых веществ проводить электрический ток без сопротивления.— «О»). Если мы сможем подтвердить его стабильность и решить вопрос промышленного производства, это будет иметь колоссальное влияние на наши технологии. Пока что нам удается сохранять наш образец при низкой температуре — около 80 градусов по шкале Кельвина (минус 193,15 градуса С) — уже 4 месяца.
Суперметалл для супербудущего
Ажиотаж вокруг металлического водорода вполне оправдан. Он дает человечеству шанс на создание принципиально нового топлива для ракет и на строительство мощнейшего двигателя, который сделает возможными межпланетные перелеты: при переходе обратно в молекулярное состояние металлический водород высвобождает колоссальное количество энергии.
— Сейчас для космических ракет используют горючую газообразную смесь водорода и кислорода,— говорит профессор Сильвера из Гарварда.— Это не слишком экономично, потому что огромное количество топлива буквальное улетает в трубу. КПД металлического водорода — он пока рассчитан только в теории — много выше.