Российские города в числе самых загруженных. Сколько мы теряем, стоя в пробках, выяснял «Огонек».

Огонёк

Неделя | Эпицентр

Непроезжая участь

Новый рейтинг мегаполисов мира с самыми большими пробками не порадовал: российские города в числе самых загруженных. Сколько мы теряем, стоя в заторах, выяснял «Огонек»

Материал подготовил Кирилл Журенков

Рейтинг городов мира с точки зрения транспортной ситуации, публикуемый аналитической компанией Inrix, экспертов не удивил: на первом месте по самым безнадежным пробкам — Лос-Анджелес, в прошлом году местные автомобилисты провели в дорожных заторах в среднем 104 часа. Для сравнения, в Москве, оказавшейся на втором месте, этот показатель составил 91 час, а, например, в Майами, замыкающем первую десятку,— 65 часов.

Американские города вообще в антилидерах: 11 из них вошли в список 25 мегаполисов с самым плотным дорожным движением. Отдельного рейтинга экспертов удостоились самые загруженные дороги США, среди которых лидирует скоростное шоссе Кросс-Бронкс (Нью-Йорк), где среднестатистический водитель теряет 86 часов в год. Однако наиболее интересная часть доклада посвящена другому: авторы подсчитали, во сколько обходятся автомобилистам бесконечные пробки, эти данные приводятся впервые! В докладе выделяют прямые и косвенные издержки: первые связаны со стоимостью бензина и потерями времени, вторые — с расходами различных компаний, чей транспорт простаивает в дорожных заторах (их перекладывают на плечи домохозяйств, поднимая цены). Так вот в прошлом году в совокупности американские водители не досчитались 300 млрд долларов, или по 1400 долларов на каждого,— сумма внушительная. Парадокс в том, что такие пробки — производное от стабильной экономики, роста занятости и низких цен на бензин... Но это в Америке. А у нас?

Лос-Анджелес — самый загруженный город мира, местные автомобилисты проводят в пробках в среднем 104 часа в год
Фото: Extreme-Photographer / Getty Images

«Огонек» уже пытался узнать, сколько мы теряем на дорожных заторах: своими расчетами с нами делился Дмитрий Енин, сегодня — директор Института прикладных транспортных исследований. Тогда, по его данным, один загруженный перекресток четырехполосной дороги обходился примерно в 100 млн рублей (или более 3 млн долларов) в год (см. № 5 от 11 февраля 2013 года). Однако сегодня эксперты журнала осторожны в оценках, мол, слишком много неизвестных.

— В подобных расчетах важно все, от жадности ритейлеров, закладывающих транспортные издержки в стоимость товаров, до структуры экономики, которая может поменяться буквально за несколько лет,— говорит Константин Трофименко, директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ.— Или возьмите такой показатель, как потерянное время. Обычно его считают по средней стоимости часа работы в этом конкретном городе. Но надо понимать, что в пробке люди тратят время досуга, а не работы, так что для Москвы я бы делать такие расчеты не рискнул...

Тема вообще болезненная: столичные власти уже несколько лет пытаются победить пробки, и вот их заслуги под сомнением? По счастливому совпадению, почти одновременно с рейтингом Inrix в прессе раструбили о похожем рейтинге от голландской компании TomTom, только в нем Москва оказалась всего лишь 13-й, это подсластило горькую пилюлю от американских коллег. Эксперты «Огонька», впрочем, уверены, что определенные столичные успехи и без рейтингов налицо, точнее, на дорогах.

— Давайте посчитаем,— предлагает Константин Трофименко.— По моим данным, сегодня москвичи проводят в пробках порядка 4-5 часов в сутки. Это распределяется следующим образом: около двух часов утром и три часа вечером, потому что вечерний пик обычно более продолжительный: люди ведь не сразу едут домой после работы, нужно заехать в магазин или ресторан. Так вот, насколько я помню, в 2012-м тот же показатель равнялся 6-7 часам: мы стояли в пробках 3 часа утром и почти 4 вечером,— согласитесь, прогресс очевиден. Другой вопрос, что достигнутое равновесие очень шатко и куда качнется, пока неясно.

По словам эксперта, многое зависит от градостроительной политики Москвы и Подмосковья: наращивать число многоэтажных домов, а значит, и машин, дальше просто невозможно. Важны и психологические факторы: сколько времени люди готовы тратить в пробках, каков ритм самого города, какие экономические издержки мы готовы терпеть, какова модель нашего транспортного поведения... Об этом стоит сказать отдельно: согласно теории, поначалу люди ездят лишь по основным магистралям, затем, в процессе самообучения, начинают продумывать маршрут, выбирать пути объезда. Высшая ступень — это сознательное комбинирование нескольких видов транспорта, с применением различных гаджетов. К сожалению, большинство отечественных городов сегодня все еще застыло на второй стадии, и это тоже тормозит прогресс в дорожной ситуации...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первая четверть Первая четверть

10 октября НТВ отметит свое 25-летие

OK!
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку 8 нетривиальных способов лучше узнать свою вторую половинку

Активности, которые помогут лучше узнать партнера и открыть с новых сторон

Maxim
Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит Минэкономразвития повысило прогноз по росту экономики и доходов: что за этим стоит

Минэкономразвития пересмотрело трехлетний прогноз экономического развития

Forbes
В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными

Возможно ли, что у самолетов будут бесшумные двигатели? Это вполне реально.

ТехИнсайдер
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Топографический кретинизм: почему некоторые люди постоянно теряются и как с этим бороться Топографический кретинизм: почему некоторые люди постоянно теряются и как с этим бороться

Топографический кретинизм: что это за расстройство и можно ли от него избавиться

ТехИнсайдер
Атмосферное фэнтези: 7 книг с уникальными мирами Атмосферное фэнтези: 7 книг с уникальными мирами

Фэнтези-книги с атмосферными и проработанными мирами

Maxim
В чем плюсы и минусы редевелопмента промышленных зданий В чем плюсы и минусы редевелопмента промышленных зданий

Имеет ли смысл реконструировать промышленные здания?

СНОБ
Ребекка Куанг: «Йеллоуфейс». Фрагмент из романа Ребекка Куанг: «Йеллоуфейс». Фрагмент из романа

Отрывок из романа-бестселлера о плагиате Ребекки Куанг

СНОБ
Когда появятся реактивные истребители шестого поколения Когда появятся реактивные истребители шестого поколения

Чем живет и дышит современная воздушная техника?

Maxim
Это буквально мы Это буквально мы

Кто такие «Иксы», «Игреки» и зумеры и как им жить (в том числе вместе)?

VOICE
«Региональным банкам нужен особый статус» «Региональным банкам нужен особый статус»

О том, как повысить роль средних региональных банков и стимулировать их развитие

Монокль
«Титаник» сельского хозяйства: почему фермеры в России так близки к банкротствам «Титаник» сельского хозяйства: почему фермеры в России так близки к банкротствам

Рентабельность растениеводства падает, доля убыточных сельхозпредприятий растет

Forbes
Открыть в приложении