Россия и мир | Фоторепортаж
Между голубем и маятником
30 декабря в Смольном решили передать Исаакиевский собор в безвозмездное пользование РПЦ МП на 49 лет. А в январе передачу Исаакия РПЦ губернатор Петербурга Георгий Полтавченко назвал «решенным вопросом», что вызвало немалые волнения в обществе. Музей в течение двух лет должен покинуть помещение собора. Каким мы сохраним или потеряем Исаакий, разбирались корреспонденты «Огонька».
Подвалы Исаакия напоминают подлодку или, по выражению директора музея Николая Бурова, «трюмы авианосца»: потолки низкие, комнаты маленькие, по стенам — трубы. Это неслучайная ассоциация: музей и его сотрудники с кораблестроением хорошо рифмуется. Многие из них по образованию — корабелы. Как, например, Сергей Николаевич Окунев — хранитель фондов и экспозиции музея «Исаакиевский собор». Окуневу 80 лет, из них 25 лет он работает в соборе. Попал сюда случайно, став старшим научным сотрудником. Он, как и многие сотрудники музея, окончил Ленинградский кораблестроительный институт. В обязанности Сергея Николаевича входит учет вещей из фондов, которые выставлены на экспозиции, и вопросы, связанные с реставрацией. Будучи моделистом, Сергей Николаевич сделал миниатюрный макет Исаакия, который можно увидеть в музее.
— За экспонаты я отвечаю морально и материально, значит, должен как можно больше о них знать, потому работаю в архивах, библиотеках, — объясняет Окунев. — Наша задача — сохранить! Чтобы, не дай бог, не было бессмысленного вмешательства.
В Исаакии около 25 тысяч единиц хранения: это скульптуры, мозаики, книги, архивные документы… Мы протискиваемся по узким коридорам, лавируя между экскурсионными группами. В подвалах собора — технические службы. Воздухообмен, отопление, кондиционирование, поддержание необходимой температуры во всем соборе. В 2015–2016 годы на это было потрачено 50 млн рублей. В блокаду в подвале Исаакия жили люди. Во время войны Исаакиевский собор был еще и центром противовоздушной обороны города. Из комнаты хранителя шла передача данных на зенитные батареи, охранявшие город.
Теперь хозяин этой комнаты Сергей Окунев. На первый взгляд скромная каморка: стол со старой лампой, алюминиевый чайник…
— Вы знаете, что такое шаровый цвет? Это цвет серого балтийского неба. Именно в такой красили купол собора перед войной,— рассказывает Сергей Окунев.
Сергей Николаевич открывает заветную дверь — там хранятся вещи, находившиеся в соборе во время блокады. Многие экспонаты привозили из других музеев. Мебельный гарнитур, документы, посуда… Кому раньше принадлежали эти вещи — неизвестно. В центре подвальной экспозиции — маятник Фуко. У него занятная судьба. Музей в 1931– 1941 годах был антирелигиозным, и маятник воспринимали как символ атеизма, он крепился к центру купола на месте голубя — символа Святого духа — и, соседствуя с иконостасом, означал «торжество науки над религией». Когда «торжество» в 1986 году перестало быть актуальным, маятник был низвергнут в подвал. Он и сегодня в подвале, а голубь живет под куполом.