Неделя | Эпицентр
Третье неизвестное
Не успели ученые разобраться с загадочным поколением X, как подоспело очередное молодое поколение Y. А теперь заговорили уже и о поколении Z — нынешних 15–20-летних. В разновидностях молодежи разбирался «Огонек»
Новое поколение впервые попало в масштабное трудовое исследование, проведенное компанией Universum совместно с Центром лидерства Массачусетского технологического института. Опрошены были 18 337 молодых людей из 19 стран, относящихся трем поколениям: Х (1969–1983 годов рождения), Y (1984–1996 годов) и Z (с 1997-го и дальше). В числе респондентов — 796 молодых россиян, из которых 99 — 15–20-летних. Вот оно, новое поколение Z, о котором мы пока знаем очень мало.
Между тем уже через три года его представители составят 20 процентов рабочей силы в мире. То есть работодателям пора учиться иметь с ним дело. И иметь в виду: когда 15–20-летних спрашивают о будущей работе, 53 процента из них признаются, что особенно боятся не найти места, соответствующего их индивидуальности.
Будет непросто. По данным консалтинговой компании Ernst & Young, «зеты» станут доверять боссу, если он относится к ним с уважением и поступает этично — вот два главных требования. «Мудрые деловые решения» — это только на пятом месте. В прошлом году Ernst & Young исследовала то же поколение уже в качестве покупателей. И оказалось, что оно не получает удовольствия от походов в торговые центры, предпочитая интернет-магазины, так оно и удобнее, и быстрее.
Поколение Z, так же как X и Y — это прежде всего термин маркетологов и специалистов по управлению персоналом. Для них американцы Уильям Штраус и Нил Хоув и разработали 30 лет назад свою теорию поколений. Идея состоит в том, что у каждого поколения есть общий набор ценностей, которые его представители приобретают за первые 10– 12 лет жизни, пока не научатся мыслить критически. И эти усвоенные ценности действуют потом всю жизнь.
— Если представителей нового поколения пытаться мотивировать теми же методами, что и поколение X, это не даст эффекта,— уверена Евгения Шамис, основатель и координатор проекта «RuGenerations, теория поколений в России».— Так, чтобы привлечь на работу «игреков», сайт компании должен говорить, что «ты можешь изменить мир, сделать его лучше». В то время как для представителей поколения X куда важнее донести месседж об уникальности компании и проектов.
Другой пример: интернет-магазин. Для 40-летних (поколения Х) он должен содержать как можно больше информации о товарах, чтобы они покопались и выбрали нужное. А «игрекам» копаться скучно, их необходимо развлекать. Что же сделало их такими разными?
— Поколение Х много времени проводило на улице. Поскольку родители были на работе, они с детства сами разбирались в этом мире. Они смотрели фильмы про космос и мечтали путешествовать, — набрасывает крупными мазками Евгения Шамис. — Поколение Y взрослело в условиях растущей экономики. Они освоили компьютер, но прежде всего компьютерные игры. А поколение Z живет в атмосфере постоянной заботы о безопасности. Во дворе они не гуляют. Зато интернет, планшет и технологии стали для них повседневностью.
В общем, возраст приобщения к компьютерам и мобильным технологиям — один из водоразделов. Но теория поколений гласит, что все идет по кругу и каждые четыре поколения, то есть примерно раз в 80 лет, ситуация повторятся. Существует, мол, всего четыре архетипа: «пророки» (например, поколение послевоенных беби-бумеров, они пропагандируют новый стиль жизни), «странники» (это о поколении Х) — приносят новые форматы действий и делают разнообразным мир, затем «герои» (поколение Y) — все меняют по-крупному, «художники» (это уже про Z) — все изменения подкрепляют наукой и описывают. Потом снова все заходит на «новый круг».