Наука.

Медицина

Материалы подготовила Дина Юсупова

Диетология

Перец от рака

Популярная в Индии пряность — тропический длинный перец — имеет, как выяснили ученые из Университета Техаса (США), антираковые свойства. Этот весьма острый на вкус перец содержит вещество пайперлонгумин, которое активно действует против многих видов рака: молочной железы, желудка, простаты, лейкоза. Ученые установили механизм его действия с помощью рентгеноструктурного анализа, который позволяет узнать структуру вещества. Оказалось, в организме пайперлонгумин трансформируется в особое вещество, подавляющее работу гена GSTP1. Этот ген отвечает за выработку токсичного фермента, который в большом количестве находят в злокачественных опухолях. «Надеемся, что открытие структуры пайперлонгумина позволит серьезно усовершенствовать существующие методы борьбы с раком»,— говорит один из авторов исследования профессор Кеннет Уэстовэр.

Depositphotos / Photoxpress.ru

Бактериология

Ответ туберкулезу

Ученые впервые за сто лет создали новую вакцину от туберкулеза. Она поможет в борьбе со штаммами бактерий, устойчивых к существующей терапии. Туберкулез — инфекционное заболевание, которое легко передается от человека к человеку. Одним из возбудителей является бактерия Mycobacterium tuberculosis, которая чаще всего поражает легкие. Основой нового лекарства стал родственник туберкулезной бактерии — микроб M.smegmatis. С помощью генной модификации медики заставили его производить токсины, опасные для бактерии туберкулеза. Как объясняет Аксель Гайзер из Исследовательского института Гопкирка (Новая Зеландия), ученые проверили действие вакцины на мышах, зараженных туберкулезом, и получили иммунный ответ. Это дает надежду, что прорыв в терапии трудноизлечимых форм туберкулеза реален.

Фармакология

Удар по глютену

Препарат для людей с непереносимостью глютена разработали сотрудники Института молекулярной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Глютен, который еще называют клейковиной,— это белок, находящийся практически во всех злаковых растениях. Примерно 1 процент людей имеет на него аллергию, которая грозит осложнениями — от дерматита до тяжелых пищеварительных расстройств. Новое лекарство создано из фермента тритикаинальфа (получен из семян пшеницы). Как показали исследования, он может расщеплять глютеновые белки на вещества, легко усваиваемые организмом. Эксперименты продемонстрировали: фермент устойчив к условиям пищеварительной системы и предположительно безопасен для человека. По словам директора института Андрея Замятнина, сейчас проходят доклинические испытания лекарства на основе этого фермента в виде капсул.

Опрос

Бедные люди

Подавляющее число российских врачей не удовлетворены своей зарплатой. И есть от чего: средняя зарплата медработников с учетом совместительства в 2016 году составила 28 500 рублей. Это на 7206 рублей меньше средней зарплаты по России. Вот как ответили российские доктора на вопрос: «Довольны ли вы оплатой своего труда?»

Источник: Академия труда и социальных отношений по заказу Профсоюза работников здравоохранения РФ

Технологии

Выплакиваем витамины

Тест на авитаминоз можно сделать по слезам, утверждают сотрудники Мичиганского технологического университета (США). Он дешевле традиционного анализа крови, а главное — безболезненный. Подносишь тест-полоску к нижнему веку, ловишь слезу — и материал для исследования взят. Оценка питательности рациона особо важна для младенцев, а выжать из них слезу обычно несложно. Ученые взяли несколько образцов слез у 4-месячных младенцев и их родителей, после чего применили жидкостную хроматографию и масс-спектрометрию. Анализ витаминов и иных питательных веществ по слезам оказался не менее точным, чем по крови. «Слезы могут стать отличным индикатором витаминов в организме», — говорит исследователь Марьям Каксари. Ученые уже работают над портативным прибором, который поможет быстро и точно оценивать состав своих слез.

Слезы могут стать отличным индикатором витаминов в организме, что особенно актуально для младенцев

Геронтология

Постричь хромосомы

Белок, регулирующий старение клетки, открыли сотрудники Исследовательского института Криппса (США). Они обнаружили его на теломерах — защитных «колпачках» на кончиках хромосом. Длину теломеры ученые напрямую связывают со старением клетки: когда мы рождаемся, теломеры в каждой клетке имеют определенную длину, а с каждым делением клетки они немного укорачиваются. Если теломеры становятся слишком короткими, клетка не может делиться: погибает или начинает стареть. Ученые научились наращивать теломеры, но это повышает риск развития рака. «Клеточные часы должны быть настроены очень тонко, чтобы ткани продолжали обновляться, а риск развития рака не увеличивался»,— говорит исследователь Эрос Ладзерини Денки. Открытый белок, названный TZAP, как раз контролирует длину теломер — обрезает слишком длинные концы, которые могут привести к неконтролируемому делению, то есть к онкологии.

Depositphotos / Photoxpress.ru

Гастроэнтерология

Не ешь белое!

Популярная в Европе пищевая добавка Е171, возможно, будет запрещена. Вещество представляет собой диоксид титана и активно используется для отбеливания в самых разных сферах — от лакокрасочной до пищевой промышленности. Так, в России Е171 можно съесть вместе с крабовыми палочками и сухим молоком, присутствует эта добавка в зубной пасте и жвачке. Ученые из Национального института сельскохозяйственных исследований во Франции решили проверить Е171 на канцерогенность. Мышей в течение 100 дней кормили продуктами, содержащими диоксид титана в тех концентрациях, в каких обычно употребляем его и мы. В итоге у 40 процентов животных обнаружили нарушения в работе иммунной системы и склонность к новообразованиям в кишечнике. Власти Франции заказали более подробное исследование и уже готовят ужесточение норм употребления диоксида титана в пищу.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Храм памяти Храм памяти

Сербские достопримечательности, напоминающие о дружбе русских и сербов

Огонёк
Женский взгляд Женский взгляд

Знаменитости, которые поддерживают феминизм и помогают женщинам

Grazia
Остров сокровищ Остров сокровищ

Алмазные старатели Борнео

Замена единственного нуклеотида помогла арктическим сапсанам увеличить дальность миграций Замена единственного нуклеотида помогла арктическим сапсанам увеличить дальность миграций

Особый вариант гена ADCY8 улучшил долговременную память сапсанов

Пьер Лутрель. Смерть — это красиво Пьер Лутрель. Смерть — это красиво

Как жил, убивал и был убит один из самых ярких и жестоких авантюристов Франции

Война языков: английский победит всех? Война языков: английский победит всех?

Современный мир сложно представить без английского языка

Naked Science
Бумажный антистресс: шесть книг, которые согреют и успокоят Бумажный антистресс: шесть книг, которые согреют и успокоят

Книги, которые помогут дотянуть до весеннего солнца и ободряющего голубого неба

Seasons of life
Впервые опубликован стих Набокова о Супермене и его переживаниях (нет, вы не ослышались) Впервые опубликован стих Набокова о Супермене и его переживаниях (нет, вы не ослышались)

Первое стихотворение о Супермене, написанное в 1942 году

Я разрешаю себе уйти в отрыв! Я разрешаю себе уйти в отрыв!

Актриса Екатерина Гусева о танцах, откровенных сценах и принятии возраста

Добрые советы
Питьевой режим при кормлении грудью Питьевой режим при кормлении грудью

Что нужно пить кормящим мамам и в каком количестве?

9 месяцев
Когда болят три сердца разом: осьминоги могут испытывать эмоциональные страдания Когда болят три сердца разом: осьминоги могут испытывать эмоциональные страдания

У осьминогов бывают длительные негативные аффектные состояния

Айфон-мастер: решаем 13 проблем, с которыми сталкивается каждый владелец смартфона Apple Айфон-мастер: решаем 13 проблем, с которыми сталкивается каждый владелец смартфона Apple

Ты влюбляешься в него, а в ответ он подсовывает тебе проблему за проблемой!

R.S.V.P. на шабаш R.S.V.P. на шабаш

Ведьмы — из приспешниц ада в поп-иконы феминистского движения

Elle
Любовь — не чувство, а выбор, и вот почему Любовь — не чувство, а выбор, и вот почему

Любовь — это выбор и действие?

Кратковременное счастье: перебежчица из КНДР стала звездой в Южной Корее, а затем бесследно пропала Кратковременное счастье: перебежчица из КНДР стала звездой в Южной Корее, а затем бесследно пропала

Она построила новую жизнь на критике режима Ким Чен Ына и исчезла

TJ
Ретабло – древнейшее из искусств Ретабло – древнейшее из искусств

Ретабло – картины, которые жертвуют церквям в благодарность о помощи святых

Рассказы из книги Анны Аркатовой «Смежные комнаты» Рассказы из книги Анны Аркатовой «Смежные комнаты»

Отрывок из сборника рассказов Анны Аркатовой «Смежные комнаты»

Как очистить кэш Яндекс Браузера на ПК и смартфоне Как очистить кэш Яндекс Браузера на ПК и смартфоне

Несколько способов очистить кэш браузера Яндекс

10 интересных фактов об МГУ 10 интересных фактов об МГУ

Почему Афанасий Фет плевал на двери МГУ?

Культура.РФ
Арсений Тарковский Арсений Тарковский

Поэт Арсений Тарковский глазами Дмитрия Быкова

Сломанная шея и порез артерии: жуткие трагедии на спортивных соревнованиях Сломанная шея и порез артерии: жуткие трагедии на спортивных соревнованиях

Трагедии, которые случились с этими спортсменами, по-настоящему шокировали

Шумовка и мертвец в кустах: 15 деталей с картин фламандских художников Шумовка и мертвец в кустах: 15 деталей с картин фламандских художников

Детали с картин фламандских мастеров Северного Возрождения

Arzamas
Бьюти-гаджеты Бьюти-гаджеты

Разбираемся в популярных девайсах для лица

Ваш выход Ваш выход

Интервью с Еленой Север — соорганизатором и бессменной ведущей Премии BraVo

OK!
В чем секрет обаяния? В чем секрет обаяния?

Что же такое обаяние? И как им обзавестись?

Поисковик для банковских данных Поисковик для банковских данных

Как и зачем банк ВТБ создал гигантскую систему управления данными

Porsche Panamera Turbo S E-Hybrid и Cadillac XT4 Porsche Panamera Turbo S E-Hybrid и Cadillac XT4

Новые седан Panamera от Porsche и внедорожник от Cadillac

«Мы все — самозванцы. Рождаемся никем и конструируем свою личность» «Мы все — самозванцы. Рождаемся никем и конструируем свою личность»

Настя Травкина — как освободиться от стереотипов и раскрыть свой потенциал

Reminder
Уместно ли поздравлять сильных и независимых женщин с 8 Марта? Уместно ли поздравлять сильных и независимых женщин с 8 Марта?

Пытаемся понять, нужно ли поздравлять с 8 Марта феминисток